Найти в Дзене
Живописные истории

Элизабет Виже-Лебрён. Судьба любимой художницы Марии-Антуанетты. Часть 1.

Имя французской художницы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён, для тех, кто его знает, вызывает в памяти две или три “ассоциации”: женское кокетство, материнская любовь и королева-мученица. Мы постараемся создать более объемный портрет Виже-Лебрён, рассказав историю жизни талантливой художницы в это не простое для Франции время. Мари-Элизабет-Луиза родилась 16 апреля 1755 года в Париже на улице Кокильер. Два дня спустя ее крестили в близлежащей церкви Сент-Эсташ. Ничто, как говорится, не предвещало того необыкновенного будущего, которое её ожидало. Она была первой из двух детей Луи Виже (1715-1767) и его жены Жанны Мейсен, дочери торговца-фермера из провинции Люксембург. Хотя её отец был уважаемым светским портретистом, клиентура которого состояла, по большей части, из высших слоев буржуазии и, имея лицензию от гильдии художников Академии Святого Луки, Луи мог регулярно выставлять свои работы в парижском Салоне, он совершенно не видел, по началу, в дочери художницу. Первые пять лет своей ж

Имя французской художницы Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён, для тех, кто его знает, вызывает в памяти две или три “ассоциации”: женское кокетство, материнская любовь и королева-мученица.

Мы постараемся создать более объемный портрет Виже-Лебрён, рассказав историю жизни талантливой художницы в это не простое для Франции время.

Считается автопортретом. Надпись на обороте картин: "Портрет девушки, сделанный мной в возрасте 16 лет"
Считается автопортретом. Надпись на обороте картин: "Портрет девушки, сделанный мной в возрасте 16 лет"

Мари-Элизабет-Луиза родилась 16 апреля 1755 года в Париже на улице Кокильер. Два дня спустя ее крестили в близлежащей церкви Сент-Эсташ.

Ничто, как говорится, не предвещало того необыкновенного будущего, которое её ожидало. Она была первой из двух детей Луи Виже (1715-1767) и его жены Жанны Мейсен, дочери торговца-фермера из провинции Люксембург.

Хотя её отец был уважаемым светским портретистом, клиентура которого состояла, по большей части, из высших слоев буржуазии и, имея лицензию от гильдии художников Академии Святого Луки, Луи мог регулярно выставлять свои работы в парижском Салоне, он совершенно не видел, по началу, в дочери художницу.

Пример работы отца художницы, Луи Виже
Пример работы отца художницы, Луи Виже

Первые пять лет своей жизни Мари-Элизабет-Луиза провела, у родни матери в сельской местности к юго-востоку от Парижа.

Далее, её, как и положено, отправили учиться — в монастырскую школу в Сент-Антуанском предместье Парижа. По программе принятой среди буржуазии для своих дочерей, в которую входили: чтение, письмо, катехизис, музыка и т.д.

Учиться было не очень интересно и юная Лизетта (как называли её домашние) начала разрисовывать учебные тетради маленькими фигурками людей.

Увидев их, отец, по её возвращении домой в 1766 году, дал юной Лиззи доступ в свою студию и научил основам рисунка. Он быстро понял, что его дочь обладает потрясающими художественными способностями.

Как-то увидев её рисунок он воскликнул:

Ты будешь художником, дитя мое, или не будешь вообще.

Как потом вспоминал Виже-Лебрён, эта фраза отца очень вдохновила её.

Портрет брата, 1773 год.
Портрет брата, 1773 год.

Общительный Луи Виже приглашал художников и писателей в свои дома в Париже и в деревне Нейи. Среди постоянных посетителей были художники Габриэль-Франсуа Дуайен и Пьер-Жюст Давен и, знаменитый либреттист Антуан-Александр-Анри Пуансине.

Элизабет-Луиза на всю жизнь приобрела вкус к таким развлечениям — в конце монархии Бурбонов её салон был одним из самых престижных в Париже.

Габриэль-Франсуа Дуайен. "Преклонение рыцарей Святого Духа перед Людовиком XVI в Реймсе 13 июня 1775 года"
Габриэль-Франсуа Дуайен. "Преклонение рыцарей Святого Духа перед Людовиком XVI в Реймсе 13 июня 1775 года"

В мае 1767 года Луи Виже умер, оставив свою любимую дочь обезумевшей от горя и подавленной. Не прошло и семи месяцев, как его вдова, оказавшись в затруднительном финансовом положении, была вынуждена опять выйти замуж.

Отчимом художницы стал Жак Франсуа ле Севр, ювелир и лавочник, у которого был магазин напротив Пале-Рояля на улице Сент-Оноре, где жили Виже.

Элизабет-Луиза его ненавидела, он казался ей отталкивающим. И чтобы смягчить напряжение в доме и отвлечь дочь от потери отца, мадам Ле Севр решила, что ей следует серьезно заняться живописью.

Мадемуазель Виже стала посещать небольшую академию рисования, которой руководила Мари Розали Халле, жена Блеза Боке, художника-любителя и торговца антиквариатом на улице Сен-Дени.

Портрет юной музыкантки, 1777 год
Портрет юной музыкантки, 1777 год

Элизабет-Луиза подружилась с их дочерью Анной Розали. Вместе два подростка копировали рисунки и гипсовые бюсты в Лувре, работая в мастерской художника-историка Габриэля Бриара.

Виже также брал уроки масляной живописи у друзей отца художников, захаживавших к ним в гости.

Мадам Ле Севр выделила своей дочери комнату под мастерскую, перенеся туда все из мастерской покойного мужа и докупив все необходимое.

Тем временем Элизабет Луиза превращалась в красивую молодую женщину.