Предлагаю вашему вниманию карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь Solar, изготовленный в 1898-99 годах американской компанией The Badger Brass Mfg Co из города Кеноша штата Висконсин. Эта модель была третьей по счету среди карбидных ламп, производимых фирмой. Вышеозначенная модель и ее последующие модернизации и модификации оказались очень удачными и пользовались спросом среди велосипедистов в Новом и Старом Свете.
Фонарь имеет довольно необычную конфигурацию - рефлектор и горелка расположены непосредственно над резервуаром с карбидом, а емкость для воды - позади рефлектора. Подача воды регулируется игольчатым клапаном, рукоятка которого выведена слева под водяным резервуаром. На боковых поверхностях рефлектора расположены цветные стекла - «иллюминаторы»; падающий через них свет служит габаритными огнями для велосипедиста. Над колбой с рефлектором расположена крышка с фигурными отверстиями в виде пятиконечных звезд, выполняющая функции вытяжки для горячего воздуха и защиты от дождевых капель. Специальный кронштейн позволяет закрепить фонарь на руле или передней вилке велосипеда.
В отличие от более поздних моделей, фонарь имеет более вычурную форму, декоративные элементы и бочкообразный резервуар для карбида.
В коллекции Веломузея представлено более десятка различных фонарей производства компании The Badger Brass Mfg Co, по которым можно проследить эволюцию моделей.
Примечателен факт, что конструкция фонарей Solar оказалась настолько удачной, что многие производители в Европе и США переняли ее и выпускали подобные фонари под различными названиями; особенно много таких «вариаций на тему» изготавливали в Германии и Франции.
Компания «The Badger Brass Mfg Co» была основана 18 сентября 1897 года Ричардом Х. Уэллсом, Чарльзом Н. Фростом, Джорджем А. Юлом и Э. С. Уильямсом (Richard H. Welles, Charles N. Frost, George A. Yule, E. S. Williams) в Чикаго, штат Иллинойс в результате слияния ранее приобретенных фирм: «Union Lamp Company» и «Solar Acetylene Lamp Company». Штаб-квартиры находились в Чикаго, штат Иллинойс (1897-1898) и в Кеноше, штат Висконсин (1898-1917). Производство располагалось в Кеноше. Основной продукцией были фонари различных конструкций для велосипедов и автомобилей. В начале ХХ века компания сделала попытку организовать серийный выпуск автомобилей, но не преуспела в этом – производство было штучным, а автомобили не пользовались спросом. До 1913 года, когда автопроизводство было свернуто, фирма выпустила небольшое количество автомашин разных моделей. В январе 1917 года фирма была приобретена компанией C. M. Hall Lamp Company.
В коллекции Веломузея имеется достаточно объемное собрание, посвященное велосипедному освещению. В нем сейчас насчитывается более 450 велосипедных фонарей различных конструкций, в том числе около 120 - карбидных (ацетиленовых) ламп.
Карбидные фонари, как новый класс велосипедного освещения, появились на мировом рынке в 1896 году и быстро обрели популярность. Принцип работы карбидного фонаря таков: в верхний резервуар заливается вода, в нижний помещается карбид; вентилем с игольчатым клапаном регулируется поступление воды в нижний резервуар. Выделяющийся в результате химической реакции ацетилен поступает по трубке в горелку и поджигается. Пламя довольно сильное и дает голубоватый резкий свет. По своей эффективности карбидные фонари значительно превосходили масляные и керосиновые, а тем более свечные лампы, использовавшиеся ранее, но со временем они были вытеснены с рынка более безопасными и не требующими сложных манипуляций электрическими фонарями.
Предлагаю вашему вниманию публикации, посвященные истории велосипедного освещения: