В коллекции Веломузея сейчас насчитывается более 450 велосипедных фонарей различных конструкций, в том числе около 120 - карбидных ламп.
В этой публикации я покажу вам весьма интересный ацетиленовый (карбидный) фонарь, изготовленный в 1910-х годах английской компанией Miller & Co Ltd, известной производством аксессуаров для велосипедов, мотоциклов и велосипедов. Ассортимент изделий, выпускаемой этой фирмой, был достаточно велик – фонари для велосипедов и мотоциклов разных типов, звонки, клаксоны, инструмент и пр.
Фонарь под названием «Miller Mito» имеет классическую компоновку с резервуарами для воды и карбида, объединенными в единый корпус и с выносным рефлектором. На первый взгляд – самый обычный «карбидник», но есть один нюанс… Фонарь оснащен так называемым «автоматическим поджигом»! Конечно, это не пьезоэлемент, как в современных газовых плитах и в зажигалках, но действует надежно – проверено! В нижней части рефлектора смонтирован агрегат, внутри которого располагается подпружиненная рейка, напоминающая миниатюрный напильник, и сменный кремень.
Подготовка к работе фонаря состоит из следующих операций: в верхний резервуар заливается вода, в нижний помещается карбид; вентилем с игольчатым клапаном регулируется поступление воды в нижний резервуар. Выделяющийся в результате химической реакции горючий газ ацетилен поступает по трубке в горелку. Для зажигания газа спички не пригодятся – нужно просто оттянуть рейку поджига и резко ее отпустить – искры от трения рейки по кремню воспламенят ацетилен. Пламя довольно сильное и дает голубоватый резкий свет.
Лампа снабжена подпружиненным пантографом для предотвращения потухания пламени от тряски. Устройство крепится на штатном фонарном крюке велосипеда. Фонарь имеет необычное цветовое решение - части пантографа, ободок и нижняя закрутка вороненые, а остальные части фонаря имеют блестящее никелевое покрытие.
Посмотрите обзоры фонарей, изготовленных компанией Miller:
Карбидные велосипедные фонари появились на рынке в 1896 году и быстро обрели популярность. По своей эффективности карбидные фонари значительно превосходили масляные и керосиновые, а тем более свечные лампы, использовавшиеся ранее, но со временем они были вытеснены с рынка более простыми и не требующими сложных манипуляций электрическими фонарями. Поскольку ацетилен - газ, как известно, взрывчатый, то порой с карбидными фонарями случались неприятные аварии, в результате которых могли быть и пострадавшие...
Предлагаю вашему вниманию публикации, посвященные истории велосипедного освещения: