Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея.

В коллекции Веломузея имеется достаточно объемное собрание, посвященное велосипедному освещению. В нем сейчас насчитывается более 450 велосипедных фонарей различных конструкций, в том числе около 120 - карбидных (ацетиленовых) ламп. Представляю вам одну из популярнейших в начале ХХ века моделей - Solar Model S, изготовленную американской компанией The Badger Brass Mfg Co из города Кеноша штата Висконсин. Эта компания выпускала в конце XIX - начале XX века несколько моделей карбидных и керосиновых велосипедных фонарей различной формы.

Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Фонарь имеет довольно необычную конфигурацию - рефлектор и горелка расположены непосредственно над резервуаром с карбидом, а емкость для воды - позади рефлектора. Подача воды регулируется игольчатым клапаном, рукоятка которого выведена слева под рефлектором. На боковых поверхностях рефлектора расположены цветные стекла - «иллюминаторы»; падающий через них свет служит габаритными огнями для велосипедиста. Специальный кронштейн позволяет закрепить фонарь на руле или пере передней вилки велосипеда.

Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Карбидные фонари, как новый класс велосипедного освещения, появились на мировом рынке в 1896 году и быстро обрели популярность. Принцип работы карбидного фонаря таков: в верхний резервуар заливается вода, в нижний помещается карбид; вентилем с игольчатым клапаном регулируется поступление воды в нижний резервуар. Выделяющийся в результате химической реакции ацетилен поступает по трубке в горелку и поджигается. Пламя довольно сильное и дает голубоватый резкий свет.

По своей эффективности карбидные фонари значительно превосходили масляные и керосиновые, а тем более свечные лампы, использовавшиеся ранее, но со временем они были вытеснены с рынка более безопасными и не требующими сложных манипуляций электрическими фонарями.

Здесь можно посмотреть статьи, посвященные истории велосипедного освещения:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Карбидный (ацетиленовый) велосипедный фонарь 1900-х годов Solar Model S из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.