В коллекции Веломузея имеется достаточно объемное собрание, посвященное велосипедному освещению. В нем сейчас насчитывается более 450 велосипедных фонарей различных конструкций, в том числе около 120 - карбидных (ацетиленовых) ламп. Представляю вам одну из популярнейших в начале ХХ века моделей - Solar Model S, изготовленную американской компанией The Badger Brass Mfg Co из города Кеноша штата Висконсин. Эта компания выпускала в конце XIX - начале XX века несколько моделей карбидных и керосиновых велосипедных фонарей различной формы.
Фонарь имеет довольно необычную конфигурацию - рефлектор и горелка расположены непосредственно над резервуаром с карбидом, а емкость для воды - позади рефлектора. Подача воды регулируется игольчатым клапаном, рукоятка которого выведена слева под рефлектором. На боковых поверхностях рефлектора расположены цветные стекла - «иллюминаторы»; падающий через них свет служит габаритными огнями для велосипедиста. Специальный кронштейн позволяет закрепить фонарь на руле или пере передней вилки велосипеда.
Карбидные фонари, как новый класс велосипедного освещения, появились на мировом рынке в 1896 году и быстро обрели популярность. Принцип работы карбидного фонаря таков: в верхний резервуар заливается вода, в нижний помещается карбид; вентилем с игольчатым клапаном регулируется поступление воды в нижний резервуар. Выделяющийся в результате химической реакции ацетилен поступает по трубке в горелку и поджигается. Пламя довольно сильное и дает голубоватый резкий свет.
По своей эффективности карбидные фонари значительно превосходили масляные и керосиновые, а тем более свечные лампы, использовавшиеся ранее, но со временем они были вытеснены с рынка более безопасными и не требующими сложных манипуляций электрическими фонарями.
Здесь можно посмотреть статьи, посвященные истории велосипедного освещения: