Найти в Дзене

Learning Kitchen: английский для взрослых. Планирование и коррекция курса обучения с практической задачей. Публикация 10

Оглавление

В предыдущих публикациях мы говорили о подходе к выбору методов обучения и о том, как выявить потребности обучаемых. Эта же посвящается обработке полученных от обучаемых данных для построения той системы взаимосвязей, которая в наибольшей степени соответствует потребностям и возможностям обучения вашей аудитории.

Из практики: За время, прошедшее с предыдущих публикаций, ко мне за консультацией обратился бывший студент. Я не разрываю связи при окончании курса, а поддерживаю их через годы после работы, и нахожу в этом массу плюсов. Так вот, прошло уже 9 лет с нашей последней встречи вживую, и он продолжает прикладывать усилия к формирования навыков речи на английском. Текущий поставщик (иностранная организация), попросила потенциальных обучаемых ответить на такой список вопросов (публикую без купюр):

Think about your listening and speaking needs in professional contexts for the next session.
Think what language teaching methods you would appreciate in this course. E.g. communicative, task-based, grammar-focused, etc.? Deductive (with explicit explanations of rules etc.) or inductive (exploratory learning, i.e. you come up with rules yourself based on your analysis of language material)?
How would you like the sessions in the online course to be organized?
How much preparation can you possibly do at home? How much work do you prefer to do in class? (e.g. reading, grammar, vocab work at home or in class?)
What has worked for you before in your English learning?/What was effective?

О чём это говорит?

Для обучающей организации

Очевидно, что обучающая организация стремится применить студенто-ориентированный подход и выявляет потребности, предпочтения и возможности анкетированием для проведения анализа потребностей и принятия затем педагогических решений.

Анализ полученных данных позволит методисту организовать более однородные группы. Тем самым, снизить трудоёмкость обучения и уровень удовлетворённости студентов. Ведь если все участники одной группы не только обладают примерно одинаковым начальным уровнем навыков, находятся в одной возрастной группе, стремятся к одной цели, предпочитают один способ восприятия и готовы посвящать примерно одинаковое время внеаудиторным занятиям, то и количество ресурсов на подготовку занятий будет меньше, а уровень удовлетворённости - выше. При этом, 3 вопроса из 5 посвящены разным аспектам планирования курса: количество и тип объяснений (вопрос 2), организация занятия ( вопрос 3) и характер практических заданий (вопрос 5).

Для обучаемых

Причиной обращения ко мне в новогодние праздники стала очевидная закономерность: обучаемые не знают ответов на эти вопросы хотя бы только потому что никогда не задумывались над ними. Более того, они находят саму суть и смысл таких вопросов сложными. Большинство имеет такой опыт обучения, в котором от их решений и желаний ничего не зависит, хотя ответы на приведенные вопросы вполне смогут открыть им глаза на свой опыт обучения и существенно улучшить его. К тому же, как только они напишут свои ответы, они могут и сами удивиться структуре и сути того процесса, который они до этого проживали на уровне эмоций, неосознанно. Зачастую - годами. Такие вопросы для них важны в том числе и потому что в процессе ответа они меняют свою роль с объекта обучения и обретают новую - субъекта, от решения которого будет зависеть их будущий опыт обучения.

Планирование курса английского для взрослых на основе данных

Визуализация сложной сбалансированной системы создана роботами
Визуализация сложной сбалансированной системы создана роботами

Конечно же, каждый преподаватель имеет свой собственный набор сформированных практикой и набор более-менее стандартных инструментов решения задач. К тому же, живые организмы склонны к экономии ресурсов, поэтому решения о балансе между экономией ресурсов и индивидуализацией курса будут зависеть от самого преподавателя или методиста. Ниже - варианты принятия решений от наименее трудозатратных к наиболее сложным, с возрастанием потенциальной удовлетворённости студентов:

  1. Не принимать решений на основе данных анализа потребностей и вести курс как обычно.
  2. Позволить некоторым данным анализа повлиять на выбор методов взаимодействия с классом.
  3. Учесть данные анализа потребностей в планировании некоторых видов дополнительной деятельности на занятии для приведения их к потребностям всей группы или отдельных обучаемых в составе группы.
  4. Заново спланировать курс, заменить, исключить или добавить компоненты для удовлетворения большего количества выявленных потребностей.
  5. Заново спланировать, расширив стандартный курс блоками, направленными на удовлетворение выявленных потребностей
  6. Полностью изменить состав курса исключительно на основании выявленных потребностей.

Собственно, мы с коллегами специализируемся на пунктах с 4 по 6.

Зачем индивидуализировать курс английского для взрослых?

Выгоды студентов от услуг обучения, разработанных на основании их потребностей, очевидны. Для преподавателя это более трудоёмко, однако в долгосрочной перспективе приводит к более высокой удовлетворённости обучаемых, чем проведение стандартизованных курсов или выборочное добавление интересующих компонентов. Также, при ориентации на долгосрочное сотрудничество с согласованными ожиданиями, целями и способами их достижения снижаются административные и маркетинговые затраты на привлечение новых обучаемых. Этот фактор позволяет балансировать тарифную политику. То есть, за те же средства студент получает курс, который индивидуализирован, имеет равномерный график приложения усилий с обоих сторон и обеспечивает удовлетворенность всех участников процесса. В конечном итоге, это сглаживает не только традиционную для отрасли сезонность, но и график работы в течение дня.

Пример коррекции курса английского для взрослых на основе данных о потребностях

Пока что, мы обращали своё внимание только на исходные предпосылки к плану качественного курса, соответствующего потребностям и возможностям группы обучаемых. При этом, в ходе его проведения успешный преподаватель не только получает обратную связь, но и принимает решения на основе полученных данных.

Практическая задача

Условие: Группа взрослых обучаемых в течение нескольких месяцев изучала и практиковала с разными партнёрами тематические речевые комбинации в формате разговорного клуба (цель - беглость спонтанной речи в различных ситуациях с разными коммуникативными партнёрами). Некоторые дополнительно получали индивидуальные занятия (цель - точность выбора и применения речевых навыков и систем). В течение нескольких месяцев преподаватели получали обратную связь, на основании которой пришли к выводу о том, что навыки точности и беглости у обучаемых сформированы достаточно, а сами они хотели бы расширить свой репертуар применения полученных навыков и знаний о системах языка.

Иллюстрация решения, созданная роботами
Иллюстрация решения, созданная роботами

Решение: помимо данных о выявленной потребности, известно, что очень многие обучающиеся английскому взрослые испытывают затруднения при выступлениях перед аудиторией на иностранном языке. Поэтому преподаватели решили организовать для них практику подготовки презентаций и выступления в формате конференции "CatchUp Conference". Обучаемые под супервизией организаторов (они же преподаватели) готовят собственные выступления и выступают с микрофоном и проектором перед аудиторией на английском с использованием той лексики, которую они изучали в формате разговорного клуба.

Результат: Таким образом, обучаемые получают дополнительные навыки, применяют полученные навыки и знания для синтеза новой информации как с трибуны, так и в специально предусмотренном Speaking Corner. В аккурат в соответствии с 6 уровнем Таксономии учебных целей по Блуму, о которой мы писали ранее (подзаголовок "Наука").

Это был большой пример длительного сбора и анализа обратной связи от обучаемых, однако в процессе формирования практических навыков чем больше данных анализирует преподаватель, тем выше вероятность принятия правильных и своевременных решений. А вот они уже приводят к ускорению процесса обучения и большей удовлетворённости как обучаемых, так и преподавателя. Чем более преподаватель избегает обратной связи, тем выше вероятность того, что при первой возможности такой преподаватель получит негативный опыт на основании накопившихся у обучаемого негативных субъективных оценок.

Мы плавно подошли к необходимости регулярного сбора и анализа обратной связи. А реализовать эту задачу невозможно без заранее спланированной структуры как всего курса, так и его "кирпичиков" - отдельных занятий, которые в своей совокупности и будут вести нас и обучаемых к наивысшему проявлению формируемых навыков: самостоятельному правильному и беглому применению навыков речи и мета-когнитивных в различных ситуациях с разными коммуникативными партнёрами. Поэтому, в следующих публикациях мы остановимся на планах занятий и рабочей документации преподавателя.