Как родитель, я бы описала наш дефект так: ребенок плохо слышит речь мозгом. Не то, чтобы не слышит, но не разбирает. Как человек, который немного знает английский и слушает песню на этом языке. Какие-то слова понятны, а большинство - какие-то звуки, и какие слова там вообще не разобрать. Поэтому проблема развития фонематического слуха для нас первостепенна.
Когда говорят о развитии фонематического слуха, часто встречается два направления:
1. научить ребенка различать неречевые звуки
2. научить ребенка слышать первый звук в слове
Обе эти методики, к сожалению, нам ничего не дали.
Про неречевые звуки написана куча статей. Суть в том, чтобы научить ребенка различать, что звучит и откуда звучит. Я даже купила колокольчики, которые звучат по разному. Проблема в том, что я и сама не могла запомнить, какой колокольчик как звучит. Ну нет у меня музыкального слуха, и направление звука определяю не очень. При этом проблем с речью никогда не имела..Ну не срастается тут что-то..В руках хорошего педагога возможно это приближает ребенка к речи, но в моих руках это не срабатывает.
Слышать первый звук в слове тоже у нас не вышло. Я то слышу, а вот ребенок - нет( Пробовала долго и мучительно. Проблема в том, что один и тот же согласный в разных словах звучит по-разному. Звук М в словах мама, мел и много звучит неодинаково. Для моего ребенка эти звуки разные, и понять, что это одна буква никак не выходило.
Я почувствовала прогресс, когда мы стали повторять слоги. Это было на этапе, когда ребенок начал связно повторять слоги, звуков было мало. Вот мы сидели и повторяли все слоги на одну гласную, и я требовала, чтобы слоги звучали по-разному. То есть пусть Ж звучит неверно, но он должен звучать особым уникальным образом и всегда одинаково, отличимо от других звуков.
Потом стали учить буквы. Видим букву, я произношу звук, ребенок повторяет, пишет. Затем я говорю звук, а ребенок пытается понять, что за буква и назвать ее. Это ключевой момент, в котором ребенок начинает на слух воспринимать звук и искать его образ в памяти, найти звуковой образ, зрительный и артикуляционный.
Следующий этап -это работа со слогами. Мы вроде бы учимся читать, но не чтение текстов - цель. Цель - это распознавание слогов на слух. Мы учимся, что М в слоге с А будет МА, а в слоге с Е будет МЕ и т.д. И тут не надо спешить. Нужно добиться чёткой связи между звуковым образом, зрительным и артикуляционным. Я намеренно не спешу с переходом к чтению слов, мы должны вот так застолбить каждый слог, каждое сочетание, чтобы ребенок научился его слышать. У меня есть пара статей по буквам и чтению. Если кратко, я говорю слог, ребенок пытается понять, из каких он букв, записывает слог. Вначале пишем на одну гласную все согласные. Когда застолбили, берем другую. Потом чередуем: ма, ту, на, ку..И после письма читаем слоги на эту гласную. Медленно и не торопясь. Сам этот процесс не для чтения, а для слуха и речи. По моим расчетам примерным это на год где-то. Есть еще идея, чтобы известные слоги диктовала не я, а на диктофон чужой голос записывать. Ребенок смотрит на мой рот и вероятно часть угадывает по движению губ.
У нас не работает схема, что раз-два и ребенок за месяц стал читать. Есть много историй успеха, но это от ребенка очень зависит, от его возможностей. И при нашем нарушении чудес нет, есть постепенное построение всех этих связей в мозгу.