Найти тему
Репетитор.ру

Как распознать клиента, который не заплатит

Оглавление

Репетиторство, особенно онлайн, одна из сфер, где многое держится на доверии между преподавателем и клиентом, в нашем случае - родителем ученика.
Попробуем определить признаки, которые укажут на то, что клиент может исчезнуть, не заплатив.
Предупрежден - значит, вооружен! Прочитав эту статью вы научитесь узнавать таких клиентов в самом начале, до возникновения вероятных проблем.

На что обратить внимание репетитору

  1. Часто такого клиента можно распознать еще “на подлете”. В своем запросе он указывает множество требований к будущему педагогу. Нешкольный подход, опыт проживания за границей, знание особенной методики, наличие кандидатской степени и т.д.

И все это, например, для того, чтобы обучить дошкольника азам английского. При этом часто в запросе указана очень низкая стоимость занятий.

2. Это клиент, который ищет занятия по максимально низкой цене, или пытается снизить озвученную вами цену: ведь вы ему “так понравились, но, к сожалению, сейчас очень сложно с деньгами”.

Если вы не снизите цену, вздохнет и согласится, не забыв спросить про возможность скидок для многодетных и сказать, что подружка дочери занимается математикой по 400 р/час, а у вас целых 1500, но что же делать, так и быть…

3. Это клиент, который перегружает вас личной информацией и которого практически невозможно удержать в рамках рабочих отношений “репетитор - родитель”. Вы будете в курсе всего происходящего в его семье. Ну, ладно, не всего, но того, от чего возникают очередные финансовые трудности, точно будете.

4. Клиент, который в итоге вам не заплатит, будет регулярно нарушать финансовые договоренности между вами.
Договоритесь вносить предоплату за неделю по воскресеньям - переведёт деньги за час до занятия.
Договоритесь об оплате за месяц вперед - отправить средства после проведенных 2 уроков.

Может оказаться, что у проблемного родителя-клиента прекрасный, способный и ответственный ребенок, но взаимоотношения с клиентом вымотают вам нервы.
Удержаться в границах будет все сложнее, и при этом вы уже привязались к ученику.

Лучший рецепт предотвращения подобного рода ситуаций - установить для себя период времени, который вам нужен, чтобы понять отношение клиента к урокам и их оплате. Например, 2 недели. Или месяц. И если за это время родитель не сможет встроиться в график оплаты, стоит расстаться с таким клиентом.

5. Клиент, который безалаберно относится к занятиям, не ценит ни вас, ни вашу работу.

Для него вы человек, который получает деньги за сидение перед компьютером. "Подумаешь, посидел, поболтал час с ребенком, и деньги на карту. Мне бы такую работу".

Поэтому он не станет следить ни за домашними заданиями, ни за своевременным появлением ребенка на занятиях, ни за наличием необходимых ребенку тетрадей, ручек и так далее.
Скорее всего, этот клиент будет часто отменять или переносить занятия, причем делать это за пять минут до начала урока, а вы будете терять свое время, которое могли бы с пользой потратить на более ответственного клиента.

Очень вероятно, что результат занятий с ребенком такого клиента окажется ниже обычного результата ваших учеников и причиной будет отсутствие родительского контроля и помощи ребенку, но клиент будет это объяснять исключительно качеством вашей работы, и это отличный повод исчезнуть, не заплатив, или даже оставить нелицеприятный отзыв о вас на сайте.
Если до этого не дойдет, уж почти наверняка такой клиент будет периодически высказывать вам свои претензии, чтобы вы не расслаблялись. Как вам такая перспектива?

Что делать с такими клиентами?

Не доводить до тяжелых последствий. Отказываться без сожаления, если вы видите, что нарушаются финансовые договоренности. Разумеется, ситуации могут быть разные, никто не застрахован от сложностей с деньгами. Например, в карантин было довольно много случаев, что репетиторы занимались в долг по 1-2 и даже 3 месяца с учениками, когда у их семей были серьезные финансовые затруднения. А уже после этого получали полную оплату.
Но! Это были проверенные клиенты, с которыми преподаватели сотрудничали не один год к моменту карантина. И это были клиенты, которые максимально обговорили всю ситуацию с репетитором и в дальнейшем соблюдали все договоренности.

Также могут быть разовые ситуации, когда родитель на самом деле забыл сделать перевод, например, из-за перегруза на работе. Но когда такое происходит с завидной регулярностью, стоит расстаться с клиентом и найти вместо него кого-то более ответственного. Тем более, что кроме головной боли и возможного отрицательного отзыва такой клиент не принесет ничего, скорее всего, еще и оставит вас, не заплатив. И хорошо еще, если за 1-2 урока,  а не за месяц.

Конечно, в ситуации, когда каждый ученик на счету, расставаться очень сложно и всегда есть надежда на “а вдруг заплатят”. Чтобы не возникало таких ситуаций, стоит поддерживать свою готовность получить новых учеников, например, при помощи сайта- агрегатора.
Разумеется, вы не можете брать новых учеников постоянно, ваш график может в какие-то периоды заполниться.
Именно поэтому на продвинутых сайтах для репетиторов предусмотрена возможность оперативно останавливать и возобновлять прием новых учеников, причем на период, когда репетитор не принимает новых учеников, публикация анкеты не прекращается, так что у наиболее успешных репетиторов иногда даже возникает очередь клиентов, ожидающих освобождения места в графике.