Для многих заголовок статьи покажется не только несколько неожиданным, но, как это по-дзеновские... кликбейтным. Признаться, до относительно недавнего времени и автору этой статьи заголовок показался бы слишком отдающим теорией заговора или темой манипуляции массовым сознанием. Хотя, по поводу второго: а почему бы и нет. В конце концов, попытки манипуляции массовым сознанием, удачные или неудачные, — повседневная и вовсе не скрываемая практика в СССР. И не всегда вредная, соки, например, отечественный потребитель полюбил ещё в те отдалённые времена.
Деду Морозу в современном понимании полагается Снегурочка, по легенде она — внучка Деда Мороза, остальные возможные персонажи-родственники в этой легенде пропущен. Почему так? Потому что ни в русском фольклор, ни в дохристианской славянской мифологии таких персонажей как современные Дед Мороз и Снегурочка попросту нет и скорее всего никогда не было. Русский человек, русский простолюдин слишком долго уже живёт там, где морозы и другие экстремы погоды не могут так впечатлить, чтобы выразить их в художественных образах. И Дед Мороз, и Снегурочка суть образы, созданные русской литературой XIX века, когда в европеизированном обществе, представители которого порой родным языком владели хуже, чем французским, возник интерес к народной культуре. Именно в позапрошлом столетии, например, Жуковский В. А. подарил стране новое женское имя в одной из своих баллад "Светлана". Да и сказки А. С. Пушкина вовсе не были стихотворным переложением фольклорных русских сказок. Литературных экспериментов было много и не всегда безобидных. Но вот сочинённый Одоевским Владимиром Фёдоровичем персонаж из сказки "Мороз Иванович" (впервые опубликована в 1840 году) оказался наилучшим прообразом будущего главного героя празднования Нового года: добрый, справедливый, в меру строгий, щедрый на подарки сказочный дед. Сказка знаменитого писателя, философа, искусствоведа, потомка Рюриковичей вошла в сборник "Сказки и рассказы дедушки Иринея", вышедший в 1889 году в издательстве А. С. Суворина.
Созданию образа Деда Мороза способствовала и поэма Некрасова Н. А. "Мороз, Красный нос" (1863) с его легко ложащимся легко в память текстом. А точнее, на образ Деда Мороза поработал отрывок, разучиваемый в школах, со слов "Не ветер бушует над бором...". Но этот образ пока не связывался напрямую с Новым годом.
Снегурочка же как персонаж впервые обрела жизнь под пером известного русского писателя-драматурга Островского А. Н., который происходил уже не из дворян, а из купцов. Но его персонаж всё-таки имеет некоторый фольклорный прототип — Снегурку, девочку, вылепленную из снега безлетными стариком и старухой и ожившую. Правда, в сказке чаще всего сюжет кончается тем, что летом Снегурка тает, прыгнув через костёр на общем гулянье. Но Снегурочка из пьесы Островского А. Н. (1873) и из оперы по этой пьесе Римского-Корсакова Н. А. стала куда как более любимым персонажем у публики детской и взрослой, чем её прототип. Пьеса-сказка Островского А. Н. вобрала в себя и персонажей, действительно существовавших в славянской мифологии — певец Лель, и искажения летописного повествования — берендеи были не славянским племенем под властью царя, а степными косевниками-тюрками. Но сказке это простительно в отличие от повествований, претендующих на историчность. Однако, и Снегурочка первоначально не связывалась с празднованием Нового года.
Новогодняя ёлка в России как традиция хотя и обязана своим происхождением петровской реформе летоисчисления с введением праздника Нового года, до революции 1917 года по примеру всё той же Европы была больше рождественской. Как Новый год был возвращён в число праздников — в статье "Путь Нового года в Советском Союзе от буднего дня к полноценному празднику". Во второй половине 1930-х вместе с новогодней ёлкой в новом качестве возвратился и Дед Мороз.
На рубеже XIX - XX веков Дед Мороз постепенно оформился в то, что сейчас бы назвали адаптированным брендом. Американский Санта Клаус в современной редакции — это ведь секуляризированный и повторно мифологизированный Святой Николай Чудотворец, Николай Угодник, епископ Мир Ликийских, любимый в русском народе, но никак не ассоциирующийся с подарками на Рождество и Новый год. Тем, кто как автор статьи, изучал ещё в советской школе немецкий язык, должен был быть знаком новогодний персонаж Nikolaus, но без разъяснения, что это — чтимый всеми христианскими народами святой. Среди униатов прижилась католическая традиция участия Святого Николая в праздновании Рождества Христова (см. публикацию о майданном персонаже), а в сохранявшей ещё православные традиции части России такое прямое заимствование не пошло вместе с привычной уже ёлкой. Даже с учётом того, что городское население промышленных центров становилось всё более секуляризованным и новый персонаж в целом нравился, современную популярность Дед Мороз до революции ещё не приобрёл. Да и образ его до конца сложился только накануне революционных событий 1917 года, в котором иностранные заимствования (ёлка, мешок с подарками, звери-спутники) очень органично вписывались в русскую картину. Тому, что персонаж оказался эклектичным, хотя и адаптированным к русской традиции, не стоит сильно удивляться: население крупных промышленных центров было до некоторой степени смешанным. При этом неассимилировавшиеся до конца западные европейцы присутствовали в большом числе в северной столице империи в первую очередь. А именно Санкт-Петербург и диктовал моду.
В 1920-е годы победившие большевики старательно изживали все старорежимные традиции, включая и детские праздники. Миф о добром дедушке Ленине, гостившем у ребят на новогодней ёлке, тогда ещё не родился. Глашатай советской власти Демьян Бедный в газете "Правда" в 1928 году писал:
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!
А вот с восстановлением детского праздника с нарядной ёлкой и подарками настало время реабилитации и модернизации Деда Мороза. Образ его окончательно устоялся в русском несколько театрализованном стиле. А в 1937 году на ёлке в Кремле он уже был со Снегурочкой. Потом иногда начнёт появляться ещё один персонаж — мальчик, олицетворяющий Новый год. У Деда Мороза в качестве водителя и вообще помощника также будет использоваться иногда и снеговик. И два вспомогательных технических атрибута — телефон и почта. Дед Мороз теперь может принимать письма с просьбами, но только от детей.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.