Итак, один из наследников английского престола сложил голову под Боже, французский дофин на радостях поскакал к Шартру... Казалось бы удача повернулась лицом к французам...
Но Генрих Английский тоже был не лыком шит, так что спешно отправился навстречу дофину, только его армия чуть ли не вдвое превышала армию французов, так что у Карла хватило ума не ввязываться в сражение, а отступить, сохранив войска. Видимо, Азенкур все же не прошел даром.
А в конце того же 1421 года Генрих получил подарок от супруги Катерины Французской - еще одного Генриха, только маленького. Так что проблема, кому наследовать престол, на какое-то время перестала быть остро насущной.
Дофин Карл, узнав об этой новости, видимо, тоже решил не отставать. А может он понял, что, если тянуть дальше, то можно лишиться поддержки своей "доброй матушки". (Иначе с чего бы он после всего то девяти(!) лет помолвки решил наконец жениться на дочери нашей героини. И тут у меня, кстати, еще один вопрос появился, и странно, что его никто раньше не задал: хронисты описывают Иоланду Арагонскую как очень красивую женщину. Привлекательность Людовика II Анжуйского тоже не раз отмечали. Ну и, следовательно, вопрос: а в кого уродилась тогда их дочь?🤔)
В общем, 2 июня 1422 года в Туре праздновали свадьбу дофина Карла и Марии Анжуйской. И, что самое поразительное: на мероприятие позабыли пригласить ту, ради кого, собственно, Карл и женился! Как такое вообще было возможно?! Хотя... Если вспомнить историю Луве, с которым мы впервые познакомились еще во время истории про несравненную Катрин де л'Иль-Бушар... Главным для Луве были власть и деньги, и ради них он был готов предать даже Иоланду, которой он был обязан своей карьерой и всем, что у него было в жизни.
Существует также версия, что Луве и компания очень боялись примирения с бургундцами, понимая, что Филипп никогда не простит им того, что случилось на мосту Монтеро. (Мне вот интересно, а Иоланды они не боялись? А Мария как согласилась идти под венец даже без матери? Или так счастлива была, что дофин наконец решил жениться?!) Так или иначе, но нашей героини не было на свадьбе ее старшей дочери и того человека, для которого Иоланда старалась как для родного сына.
И история тем временем шла своим чередом. И не успел Генрих Английский обрадоваться появлению наследника, как жестокая дизентерия окончила его земной путь. Правда французы тогда нашли другое объяснение: возмездие божье за разорение храма Святого Фиакра, чью утварь английский король пустил в переплавку, чтобы выплатить жалование своим солдатам.
Английский престол перешел в руки десятимесячного Генриха VI, тогда как регентом умирающий король назначил своего брата Хамфри, герцога Глостера. Регентом же Франции должен был стать Филипп Бургундский, и только в случае его отказа регентство передавалось Джону Бедфорду. Однако Бедфорд счел Бургундца явно лишним в этой "пищевой цепочке" и, не мудрствуя лукаво, исключил его вариант регентства.
Но судьба, видимо, решила, что в жизни правящих домов двух стран по обе стороны Ла-Манша всего должно быть поровну: сначала две свадьбы, а затем... Похоронных процессий тоже должно было случиться две, так что несколько недель спустя, в октябре 1422 года французский монарх Карл VI, несчастный Безумец отправился по следам своего приемного наследника. Он умер в печальном одиночестве, рядом с ним была лишь его преданная "маленькая королева" Одетта де Шамдивер.
Для несчастного французского короля смерть стала избавлением, а вот для всей страны - катастрофой. Ну а почему так случилось, и почему вдруг никому не нужный король стал таким важным и нужным, я расскажу в следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Те же из читателей, кто присоединился к нам совсем недавно, могут найти начало истории про Иоланду Арагонскую здесь: