Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

"Маленькая королева" Одетта (часть 24) Король, вернее, короли умерли. Да здравствует ... непонятно кто

Итак, смертельно больной Генрих V, считавший войну лучшим лекарством от всех недугов, несмотря на уговоры придворных врачей отправился в Бургундию на помощь герцогу Филиппу, сражавшемуся с дофинистами. Однако, далеко англичанин не уехал - в ближайшем же к Парижу городке он слег окончательно, а затем покинул этот бренный мир в Венсенском замке. Наследником страны стал его сын-младенец, а регентом - Джон Бедфорд. Событие это прошло достаточно спокойно для нашей героини, потому что ее пациент, тот, кто заботил ее больше всего, пришел в себя. Причем разум вернулся к нему настолько, что Карл, как и прежде, охотился в Венсенском лесу. Ходили слухи, что во время одной из таких охот он встретился с изгнанным сыном и долго с ним говорил. Правда это или нет, неизвестно до сих пор, но, даже, если этот разговор был на самом деле, ситуацию он никак не изменил. Удивительно, но и новый регент также не тронул сиделку больного короля, и жизнь нашей героини продолжала идти по привычному сценарию. Пришла

Итак, смертельно больной Генрих V, считавший войну лучшим лекарством от всех недугов, несмотря на уговоры придворных врачей отправился в Бургундию на помощь герцогу Филиппу, сражавшемуся с дофинистами. Однако, далеко англичанин не уехал - в ближайшем же к Парижу городке он слег окончательно, а затем покинул этот бренный мир в Венсенском замке. Наследником страны стал его сын-младенец, а регентом - Джон Бедфорд.

Венсенский замок. Миниатюра Жана Фуке. Иллюстрация с сайта https://ru.wikipedia.org
Венсенский замок. Миниатюра Жана Фуке. Иллюстрация с сайта https://ru.wikipedia.org

Событие это прошло достаточно спокойно для нашей героини, потому что ее пациент, тот, кто заботил ее больше всего, пришел в себя. Причем разум вернулся к нему настолько, что Карл, как и прежде, охотился в Венсенском лесу. Ходили слухи, что во время одной из таких охот он встретился с изгнанным сыном и долго с ним говорил. Правда это или нет, неизвестно до сих пор, но, даже, если этот разговор был на самом деле, ситуацию он никак не изменил.

Удивительно, но и новый регент также не тронул сиделку больного короля, и жизнь нашей героини продолжала идти по привычному сценарию. Пришла осень, а король, словно желая наверстать утерянное за долгие годы болезни, все так же продолжал носиться с охотниками по лесам, полям и болотам. Видимо, где-то там Карл и подцепил малярию, которая в то время была неизлечимой. Больше месяца король пролежал в бреду, сгорая от жара, а верная Одетта не отходила от кровати своего пациента ни днем, не ночью. Ей ничего не оставалось, как только менять компрессы, а когда она падала от усталости, ее подменяла дочь.

Но Карл был обречен. 21 октября он ненадолго очнулся и его последние слова были о той, кто посвятила ему всю свою жизнь, и об их дочери. Он попытался было сказать, что именно он хочет оставить Маргарите в наследство, но, по словам Жювеналя дез Юрсена, сохранившего для нас эту сцену, несчастный король осознал, что ему нечего предложить своей дочери, кроме благословения. 22 октября Карл VI испустил дух с именем своей прекрасной возлюбленной Одетты на устах.

В. Югенен. Карл и Одетта. Иллюстрация из открытых источников
В. Югенен. Карл и Одетта. Иллюстрация из открытых источников

В последние минуты умирающего короля рядом с ним не было никого кроме его верной сиделки и их дочери. Изабелла Баварская так ни разу не навестила своего несчастного супруга, не вышла она из своих покоев и после смерти Карла. Все заботы, связанные с бальзамированием тела и его похоронами, снова легли на плечи нашей героини.

Но даже после смерти страдалец-монарх не смог сразу найти успокоения. Похороны нельзя было проводить в отсутствие регента, а Бедфорд был в отъезде. И в ожидании его прибытия тело Карла зашили в воловью шкуру (Я вот тут не поняла немного - оно что, в шкуре должно было лучше сохраниться? Может проще было на ледник положить в погребах?)

Когда к концу октября Бедфорд наконец прибыл в Париж и началась подготовка к похоронам, выяснилось, что французская казна пуста и похоронить усопшего ее правителя просто не на что. Поэтому, чтобы организовать церемонию, были проданы часть королевских драгоценностей, а также гобелены и книги, которые Карл собирал всю жизнь. Собрание сочинений, кстати, приобрел себе регент, правда он по-честному расплатился за книги золотом.

После прощания парижан с телом короля траурная процессия направилась в аббатство Сен-Дени. (Ссылку на статью о том, как в то время хоронили монархов и знать, я по обычаю прикреплю в конце этого рассказа. И тем из читателей, кто не читал ее в свое время, могу порекомендовать обязательно ее прочесть - довольно необычный был способ захоронения.) К сожалению историки умалчивают, смогла ли Одетта проводить своего усопшего пациента и возлюбленного в его последний путь. Скорее всего, никто из власть предержащих не озаботился тем, чтобы пригласить ее в аббатство на поминальную трапезу и прощание Одетты состоялось на улице, в толпе парижан.

Надгробие Карла VI и Изабеллы Баварской в аббатстве Сен-Дени. Фото Мари-Терез Эбер и Жана-Робера Тибо. Фото с сайта http://wikitranslators.org
Надгробие Карла VI и Изабеллы Баварской в аббатстве Сен-Дени. Фото Мари-Терез Эбер и Жана-Робера Тибо. Фото с сайта http://wikitranslators.org

А что было дальше, вы, дорогие читатели, сможете узнать в следующей части нашего текстового "сериала", подписавшись на мой канал. А предыдущая часть истории, также, как и рассказ о том, как проходили похороны королей в Средневековье, можно прочесть здесь:

"Маленькая королева" Одетта (часть 23) Ошибки Ланкастеров в завоевании французских земель

Зачем французы делали чучела своих усопших королей