Найти тему

Памятка растерянным предпринимателям о стратегии. Виды стратегий

Что бы ни писали в книгах и не рассказывали вам консультанты, стратегия это не что-то определенное и понятное всем, кроме вас, как будто только ваша лень вам мешает создать ее, а если создали, то следовать ей.

Создать (написать, сформулировать) стратегию гораздо легче, чем следовать.


Плюсы и минусы стратегии:
1. Стратегия задает направление (Недостаток - может заслонить опасности)
2. Координирует усилие (Недостаток - групповое мышление)
3. Характеризует организацию (Недостаток. - слишком упрощает)
4. Обеспечивает логику (Недостаток - искажает реальность, мешает творчеству).

Из важного про стратегию
Стратегия не трансформируется напрямую в действия и тем более в результаты. Между ними лежит еще «операционное искусство».

Все знают стратегию, но не знают что именно мне нужно делать?


Генерация деятельности это легко, как обеспечить эффективные действия?

Разрыв между планами и результатами - знания, между планами и действиями - согласованность, трение, между действиями и последствиями - результаты.


Инстинктивная реакция на разрывы - большая детализация, что усугубляет проблему, нужно иной системно образ действий.
Нужна и высокая согласованность - на уровне целей - чего достичь и почему и высокая самостоятельность - на уровне действий - что сделать и как. Недостаточно знать, чего вы хотите, необходимо уметь задать направление.

Существует множество школ «стратегий»:
(1) Школа дизайна (swot, позиционирование, дифференцирование) - стратегия как процесс осмысления - формирование сознательный процесс, ответственность на руководителе, должна быть единственной, сформулирована как перспектива, точно определена, есть внедрение. Критика школы - пренебрежение обучением, структура следует за стратегией, утрата гибкости, отрыв мышления от действий.

(2) Школа планирования - стратегия как формальный процесс планирования.

(3) Школа позиционирования (Сунь Цзы, Клаузевиц, BCG, Портер) - для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий, способных принести желаемые результаты - ключевые стратегии.

(4) Школа предпринимательства - руководство как видение, стратегия как предвидение. Гитлер говорит не для того, чтобы убедить кого-то, он говорит именно то, что люди хотят от него услышать. Критика - поведение одного человека.

(5) Когнитивная школа - ментальный процесс создания объективной картины мира.

(6) Школа обучения (Аржирис, Сенге, управлять процессом обучения, а не предсказать стратегию) - не быть рациональными, а руководствоваться здравым смыслом, анализ не позволяет знать все наперед, обращен в прошлое.

(7) Стратегия как политика (стейкхолдеры, маневрирование).

(8) Школа культуры (национальные, теория ресурсов) - стратегия как коллективный процесс.

(9) Школа внешней среды - реагирование на внешние силы, ситуационные факторы, адаптация, выбор под давлением.

(10) Школа конфигурации (жизненные циклы) - процесс трансформации - история - сочетание периодов скуки и ужаса. Защитники, разведчики, аналитики, реактивные. Рационалисты, бюрократы, политики.

Рекомендация от АБ

Формулируйте свою стратегию в ракурсе (терминах, подходе) как минимум трех школ стратегий, а лучше больше.

Это позволит и вам и вашей команде:
(1) лучше понимать свою стратегию,
(2) следовать ей и не отклоняться,
(3) вовремя её корректировать.

В одном из
следующих постов напишу, какие книги я рекомендую почитать про стратегию.

P.S. Я не являюсь консультантом по формированию стратегии, я не провожу стратегических сессий - это задача фасилитаторов, но(!) к
ак приглашенный член команды, понимающий суть и умеющий работать в любой роли, нанесу этому процессу пользу.