Найти в Дзене
Записки технолога

3. Проявляем киноплёнку "Кодак" дома. Удаляем чёрный сажевый слой.

Есть фотографы, увлекающиеся плёночной фотографией, которые в качестве фотоплёнки используют цветную негативную киноплёнку Кодак. Отрезают от большого рулона куски длиною по 1,65 метра (на 36 фотокадров) и вставляют их в фотокассеты.

Рулон кинопленки на 122 метра в железной коробке и фотокассета
Рулон кинопленки на 122 метра в железной коробке и фотокассета

Принципиальное отличие цветной негативной киноплёнки от фотонегативной - наличие чёрного сажевого слоя. И соответственно, процесс обработки цветного кинонегатива, ECN-2, начинается не с проявки, как в С-41 (обработка фотоплёнки), а с размочки и удаления сажевого слоя, поскольку сажа не должна попасть в проявитель и другие растворы.

Если киноплёнку с сажевым слоем проявить в фотопроцессе C-41 (вместо родного ECN-2), то сажа запачкает все растворы, и после этого все ролики машины придется тщательно промывать, а растворы менять.

Чёрный сажевый слой представляет собой дисперсию - мелкую сажу в среде лака. С помощью этого лака сажа удерживается на основе киноплёнки. В щелочной среде лак отслаивается. Чтобы удалить сажу, киноплёнку нужно сначала опустить в щелочной раствор, а потом на этой слой оказать механическое воздействие. Поэтому на проявочных машинах удаление сажевого слоя происходит за два этапа - сначала, в первом баке, идёт размочка, а затем, во втором баке, с помощью трёх поролоновых валиков - непосредственно удаление. Валики вращаются в сторону, противоположную движению плёнки. На поролоновые валики подаётся струя воды, как из душа, и этой струёй сажа смывается в канализацию.

Поролоновые валики для снятия сажевого слоя на проявочной машине
Поролоновые валики для снятия сажевого слоя на проявочной машине

Для создания щелочной среды Кодак рекомендует использовать такие простые и всем известные вещества, как бура (она применяется в чёрно-белых негативных проявителях) и едкий натр. На 1 литр размочки берётся 20 граммов буры (10-водный тетраборат натрия, Na2B4O7*10H2O) и 1 г едкого натра (NaOH).

В домашних условиях, чтоб не связываться с таким опасным веществом, как едкий натр, можно взять для размочки обычную кальцинированную соду. Она продаётся в хозяйственных магазинах на полках со стиральными порошками.

Кальцинированная сода в супермаркете "Ашан"
Кальцинированная сода в супермаркете "Ашан"

Используется для мытья сантехники, кафельной плитки, посуды в быту, для замачивания белья и смягчения воды при стирке.

Не стоит путать кальцинированную соду (углекислый натрий, Na2CO3) с пищевой содой (двууглекислый натрий, он же бикарбонат натрия, NaHCO3). Бикарбонат даёт слабую щелочную реакцию, рН=8..8,3. А кальцинированная сода рН=9,5..10,5. Пищевая сода не до конца "отслаивает" сажевый слой, остаётся тёмный налёт. А кальцинированная сода - более эффективна.

-4

На литр берётся 1 столовая ложка кальцинированной соды и растворяется в тёплой воде. Раствор пофильтровывается, и всё - размочка готова. Не нужно готовить размочку заранее и сутки ждать, пока она "настоится". Такие рекомендации (ждать сутки) встречаются на Ю-Туб-каналах, но они лишены какого-либо практического смысла.

В процессе ECN-2 в машинной обработке размочка длится всего 10 секунд при температуре раствора 27 градусов. При ручной обработку нужно залить раствор соды, повращать спираль (это займёт 30-40 секунд), а затем слить раствор назад. После этого налить тёплой воды (27-40 градусов), повращать спираль и потрясти бачок (на английском языке это называется "агитация"). Повращать спираль бачка вновь, потрясти его и слить воду - она будет тёмной от отклеившейся сажи . Ещё два раза повторить промывку с потряхиванием бачка. Движение воды внутри бачка будет смывать сажу.

Если в конце обработки выяснится, что не вся сажа смылась (осталась около перфораций), то её можно снять со стороны основы влажной губкой под струёй воды.

Одно очень важное замечание по поводу размочки. Если посмотреть рецептуру обрабатывающих растворов на официальном сайте Кодака, то можно заметить, что в состав размочки в большом количестве входит безводный сульфат натрия (раздел 7, стр.7-27), 100 граммов на 1 литр. Не следует путать этот сульфат натрия (Na2SO4) с сульфитом натрия (Na2SO3), который как сохраняющее вещество, входит в большом количестве в чёрно-белые проявители. Сульфат натрия - это совсем другое вещество, оно с кристаллизационной водой (Na2SO4·10H2O) называется глауберовой солью.

Применяют сульфат натрия в размочке с единственной целью - он создаёт временное дубление и не даёт саже отклеиться, пока плёнка находится в растворе. Поэтому назначение сульфата - не допустить, чтобы сажа плавала в размочке. Через размочку на проявочной машине проходят сотни метров киноплёнки, и раствор должен оставаться чистым.

Как только плёнка выходит из раствора, эффект временного дубления прекращается, и сажа легко смывается поролоновым валиком под струёй воды.

Поскольку перед фотолюбителем не стоит задача во чтобы то ни стало сэкономить ложку соды (она очень дешёвая), то в домашних условиях нет никакого смысла использовать сульфат для временного дубления - пусть сажевый слой начнёт уходить уже в размочке. Правда, в таком случае придётся каждый раз размочку готовить заново.

Есть некоторые фотолюбители, которые снимают сажевый слой на сухой киноплёнке с помощью ватного тампона, смоченного содовым раствором. Чтобы понять, удалился ли полностью сажевый слой, им приходится пользоваться прибором ночного видения.

Если сажевый слой удалить до начала съёмок, то исчезнет противоореольная защита. Сажевый слой поглощает прошедшие через эмульсию лучи и не даёт им возможности отразиться назад в эмульсию.

Отражение и преломление света, как вы знаете из курса школьной физики, происходит на границе сред с разными коэффициентами преломления. Коэффициенты преломления эмульсии и основы довольно близки, поэтому отражение света происходит на границе "основа-воздух".

Схема образования ореолов на киноплёнке: 1- светочувствительный слой, 2- основа киноплёнки, 3 - ореолы отражения, 4 - ореолы рассеяния
Схема образования ореолов на киноплёнке: 1- светочувствительный слой, 2- основа киноплёнки, 3 - ореолы отражения, 4 - ореолы рассеяния

Теперь же часть лучей на границе "основа-воздух" отразится назад, и вокруг ярких источников света возникнут ореолы. И поскольку самый ближний к основе - красночувствительный слой, то наиболее сильное рассеивание произойдёт именно в этом слое. Синих лучей в отражённом свете не будет, поскольку сразу после синечувствительного слоя находится жёлтый фильтровый слой, который эффективно поглощает синие лучи. А зелёные лучи задержатся розовой маской в среднем слое. И вокруг ярких источников света возникнут только красноватые ореолы.

Съёмка на киноплёнке с удалённым сажевым слоем. Фото: Александр Зенин
Съёмка на киноплёнке с удалённым сажевым слоем. Фото: Александр Зенин

Американская компания из Лос-Анжелеса, Cinestill Film, запатентовала «сухой» способ удаления сажевого слоя с неэкспонированных кинопленок в темноте. Она сотрудничает с компанией Eastman Kodak, закупает кинопленки Kodak Vision 3 в небольших объемах и удаляет с них сажевый слой. Затем от большой бобины отрезает куски по 36 кадров для фотоаппаратов, наматывает их в обычные кассеты и продает их под собственным брендом, начиная с 2012 года.

Киноплёнка "Киностиль" (CineStill) светочувствительностью 800 единиц ASA
Киноплёнка "Киностиль" (CineStill) светочувствительностью 800 единиц ASA

CineStill выпускает две плёнки, одна под лампы накаливания, 800Т (чувствительностью 800 единиц), другая - под дневной свет - 50D (чувствительность 50 единиц). Иногда в продажу поступает плёнка чувствительностью 400 единиц. Ориентировочная стоимость 16$ (1500 руб).

Поскольку с киноплёнки удалён сажевый слой, её можно проявлять в стандартном процессе C-41, то есть в обычном "минилабе". Такие машины есть почти в каждом более-менее крупном городе, вследствие этого проявка осуществляется значительно быстрее и доступнее, чем ECN-2.

В заключении - несколько фотографий, которые предоставил Александр Зенин, старший научный сотрудник НИКФИ, технический директор компании Incine. Снято на негативной киноплёнке Фуджи (fuji eterna 160T), с которой предварительно удалён чёрный сажевый слой. Экспонировано как 200 единиц, проявлено по процессу С-41.

-8
-9
-10
-11

*

Леонид Коновалов, ведущий технолог Госфильмофонда