- Людочка, а откуда у тебя деньги?
- Откуда надо, оттуда и деньги. Заработала.
- Что-то, милая жена, я сомневаюсь. У тебя зарплата копеечная. А у доченьки твоей новая шубка норковая, и куча вещей.
- Да, взяла кредит и купила. Ты же никак не хочешь тратить.
- Люда я не вижу смысла в этом. Во-первых, Даша не моя дочь, а твоя. Даша сама лентяйка. Хочет все, а делать ничего не хочет. Я ей учебу, первый курс, оплатил, а она через три месяца бросила. Ей, видишь ли, лень. Не работает, не учится. Вот ты кредит взяла, а гасить чем будешь?
- С зарплаты рассчитаюсь.
- То есть ты покупать вещи бездельнице будешь, кредиты набирать, а я вас кормить? А если не сможешь платить, то деньги должен давать я?
- Мы муж и жена, у нас все общее.
- Нет, общего у нас мало что есть. Пошли к нотариусу, заключим брачный договор.
- И что делить будем?
- То, что мне по дарению досталось – квартира, еще там немного – только мое. Машины обе – твои. Тебе родители оставляли в наследство деньги, ты покупала, так справедливо. Ну и все имущество: на кого что записано – его личное на будущее.
- Хорошо,- буркнула Люда.
Даша требовала все больше денег. Людмила отдавала за кредит, но еще надо было и Даше давать. Жили они все в квартире Павла.
****
Больше интересного общения с автором в Телеграмм канале (ссылка - ТГ канал)
****
- Мама, мне хочется съездить отдохнуть в хорошее место, там женихи богатые есть. Но путевка стоит прилично. Да еще и нарядиков надо.
Людмила взяла еще 500 тысяч в кредит, продала обе машины, отправила Дашу. Вернулась та отдохнувшая, но без кавалера. Люда пару раз заплатила кредит, и перестала.
Даша наглела.
- Мама, дай денюжек.
- Нет у меня, надо кредиты гасить. Иди работай.
- Предложи Павлу своему дать, что он жадничает. Или пусть квартиру разменяет. Однокомнатную вам и мне однушку или двушку.
- Сама и проси.
Даша попросила. Тут же были собраны её вещи:
- Марш работать, и жить по месту регистрации,- бушевал Павел.
Люда пробовала заступиться, но Павел рявкнул:
- И сама с ней, если жалко так. Вырастила иждивенку: работать не хочет, учиться не хочет. Спустила две машины, кредиты мать набрала. А ей все мало. Пошла отсюда. Есть комната в коммуналке, пусть туда идет. Заодно и зарабатывать научится на еду, и на развлечения.
Люда кредиты не платила, из банка звонили - звонили да и подали в суд на выдачу судебного приказа. Взыскали: за кредит 2012 года (499 тысяч рублей) – 953 тысячи (29,5%годовых), за кредит 2013 года (499 тысяч рублей) – чуть более миллиона.
Люда в суд не ходила, скрывала от Павла. Хотя подружка говорила:
- Людка, скажи мужу, оспорь приказ. Это же проценты какие большие. Хотя бы сумму процентов снизь.
- С меня взять нечего, не пойду.
Стали приставы искать имущество: единственное жилье – комната в коммуналке, счетов нет, зарплата маленькая.
Люда от Павла скрывала все свои проблемы:
- Опять ругаться будет, а как признаться, что такую глупость сделала? Повзыскивают, походят, поймут, что брать нечего, и закроют дело.
Но не тут-то было. Банк обратился в суд:
- Просим выделить доли супруга - должника в общем имуществе супругов для обращения на неё взыскания. У супруга Людмилы пять счетов в банках, по вкладам разные суммы: 665 тысяч рублей, 3,8 тысяч долларов, 13 тысяч долларов, 545 рублей, 0 рублей.
Павел возражал:
- У нас брачный договор. Счета являются личным имуществом.
Но суд сказал:
В пункте 1 статьи 46 Семейного кодекса Российской Федерации обращенное к супругу-должнику предусмотрено требование уведомлять своего кредитора обо всех случаях заключения, изменения или расторжения брачного договора и его обязанность отвечать по своим обязательствам независимо от содержания брачного договора, если он указанное требование не выполняет.
Доказательств того, что Людмила уведомила своего кредитора – банк - о заключении брачного договора в разумный срок после заключения брачного договора, материалы дела не содержат и ответчиками таких доказательств не предоставлено. Таким образом, суд полагает, что требования о выделении доли должника из совместной собственности супругов основаны на законе.
Суд иск банка удовлетворил.
Павел был возмущен. Все, что мог, он высказал Людмиле дома. Она плакала. Клялась, что больше ни копейки не брала. Решение он обжаловал, и дошел до Верховного суда РФ.
Верховный суд же сказал:
- Относительно кредита 2012 года – да, надо было уведомить. Тут суд прав. А вот относительно кредита 2013 года – нет, брачный договор уже был заключен. Да и из пяти счетов на момент рассмотрения дела два уже были закрыты.
…неизвещение ответчиками истца о заключении брачного договора последний изменением режима имущества супругов юридически не связан, поэтому вправе требовать исполнение данного обязательства независимо от содержания брачного договора, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Суды неправомерно применили режим совместной собственности супругов к обязательству по кредитному договору от 2013 г., возложив обязанность погасить данный кредит за счет личных средств Павла.
В этой части решение суда подлежит пересмотру.
Дело направили в суд первой инстанции, но оно рассмотрено не было. Павел все решил сам:
- Так, милые дамы,- заявил он Людмиле и Даше. – Я оплачиваю долги по кредитам, а Даша мне возвращает эти деньги, так как для нее мать набрала.
- Но я мало зарабатываю,- тихо сказала Даша. – что там за зарплата у бухгалтера.
За эти годы спеси и гонора у нее значительно поубавилось. Мать денег не давала, и та начала работать. И официанткой побегала, и в магазине торговала. Учиться поступила, заочно, в техникум и на бюджет, неплохо закончила. За комнату стала уже сама платить. Мужчина хороший появился.
- Отдавать будешь треть зарплаты. Как умела тратить, так и расплачивайся. Ты когда тратила деньги, не думала, что матери надо их отдавать? Вот и отдавай сама. Но мне, а не банку. И без процентов.
Даша отдает. Правда, Павел с Людмилой ей на праздники деньги подбрасывают. Обычно, половину от того, что она отдает. Вторую половину Павел складывает:
- Мало ли куда понадобятся. Может, учиться пойдет платно, или замуж выйдет, внуки пойдут. Пригодятся.
*имена взяты произвольно.
Чугуевский районный суд Приморского края, решение от 02.09.2021 по делу № 2-244/2021
Определение Верховного суда РФ от 08.11.2021 по делу № 56-КГ22-27-К9
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.