Собирая материалы для книги о советских лётчиках-истребителях, участниках национально-революционной войны в Испании 1936-1939 годов, я узнал, что один из них, генерал-майор авиации в отставке Баранчук Константин Гаврилович проживал когда-то в Одессе. Я стал спрашивать о нём наших ветеранов, но оказалось, что о генерале никто ничего не помнит. В общем-то, это неудивительно, так как Константин Гаврилович умер более сорока лет тому назад. Да и мало ветеранов осталось, к сожалению…
Мне помогли работники Одесского областного военкомата. Начальник архивохранилища подполковник Виктор Викторович Алдошин с пониманием отнесся к моей проблеме, отдал соответствующее распоряжение и, вскоре нужное мне личное дело было передо мной. Едва открыв папку, я был неожиданно и приятно удивлен: оказывается, генерал Баранчук проживал в нашем городе не случайно. Он, оказывается, ещё и родился в нашем городе! Итак, герой войны в Испании - уроженец Одессы, а это немаловажный факт для нас, одесситов. Кем же был этот интересный человек?
Будущий генерал авиации родился 8 марта 1907 года на Пересыпи в обычной и бедной семье портового грузчика и домохозяйки. Учитывая социальное положение семьи, можно смело предположить, что детство маленького Костика было таким же, как и голодное детство большинства одесских мальчишек того времени, так точно и красочно описанного Валентином Катаевым в знаменитом произведении «Белеет парус одинокий». Мальчику слишком рано пришлось столкнуться с горем и суровой действительностью - в 1917 году умер его отец. Время было лихое и тяжелое - мировая война, революция, а затем ещё и кровавая гражданская война. Пришлось Косте в десятилетнем возрасте идти работать и зарабатывать на пропитание себе и матери. Поначалу мальчик работал на стеклозаводе и был, говоря казенным языком документов, «относчиком бутылочек и набиральщиком баночек». Но, уже через два года, смышленый парнишка стал мастером по выделке парфюмерных бутылок.
Между тем, мать снова вышла замуж, семья переехала жить в село Ильинка Одесской области, и до пятнадцати лет Костя трудился в хозяйстве своего отчима. Однако работа в поле мало интересовала молодого парня, ему надоело быть простым батраком. Юную душу тянуло к учебе и знаниям, к работе с техникой, наконец, его манила романтика родного моря. Костя возвращается в Одессу и устраивается сначала учеником в слесарно-кузнечные мастерские, а затем работает кочегаром и машинистом в отряде траления Гидрографического Управления Черного моря. В этом отряде ему приходилось работать на судах «Лот», «Вадон», «Лаг», «Веха» и «Ястреб». Довелось ему поплавать, или «походить», как говорят моряки, старшим машинистом и 3-м механиком на судне «Сарыч» Совторгфлота. Проходя жизненную школу на флоте, среди ветров и штормов, он привык слышать громкие команды, и сам приобрел манеру громко разговаривать. По воспоминаниям тех, кто его знал, тихо он вообще не говорил. От тех времен, видимо, осталась у него и манера грубовато-шутливого разговора, что, впрочем, характерно для большинства настоящих одесситов. Поработал он и слесарем на заводе имени Марти в Одессе. Возможно, эти частые перемены мест работы были связаны с тем, что в то время «наш Костя, кажется, влюбился», как поется в знаменитой песне. Действительно, женившись в двадцатилетнем возрасте, Костя уже через год стал отцом своей первой дочери (позже у него родился сын и ещё одна дочь). Но, обзаведясь семьей, Константин продолжал интенсивно заниматься учебой - в 1927 году он окончил в Николаеве школу судовых механиков 1-го класса, затем, в 1932 году окончил Одесский Морской техникум. И кто знает, кем бы в будущем стал молодой моряк, но тут в его судьбу вмешался случай - в мае 1932 года его призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. С этого момента жизнь Константина круто изменилась.
Сначала его отправили в Харьков, где он стал курсантом военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. После успешного окончания школы в декабре 1933 года подающего надежды молодого лётчика сразу же отправили на курсы командиров звеньев при Высшей школе пилотов в Севастополе, которую все в обиходе называли Качей. Окончив Качу в июле 1934 года и получив звание лейтенанта, Баранчук был назначен командиром звена в 118-ю эскадрилью 92-й истребительной авиационной бригады, которая базировалась на аэродроме Люберцы под Москвой. Здесь, в течение двух лет, молодой командир отрабатывал лётное мастерство и набирался опыта. В это время, события в мире стали становиться всё тревожнее и тревожнее…
В июле 1936 года фашистские заговорщики, заручившись поддержкой Германии и Италии, подняли мятеж против Испанской республики. Началась иностранная вооруженная интервенция и истребительная война фашистов против испанского народа. В эти тяжелые для Испании дни Советский Союз протянул руку помощи испанскому народу. Уже осенью в испанские порты стали прибывать наши корабли с самолетами, танками, орудиями и боеприпасами для республиканской армии. Характерно, что первым кораблем, доставившим грузы в Испанию, был пароход с символическим названием «Большевик». Выйдя из нашего Одесского порта, он 13 октября 1936 года доставил в испанский порт Картахену первую партию самолетов из двенадцати истребителей И-15 и группу из шестнадцати лётчиков-истребителей. Одним из первых добровольцев, прибывших на помощь испанцам, был одессит лейтенант Баранчук. С октября 1936 года по июнь 1937 года он, на истребителе И-15, прозванном темпераментными испанцами «Чатос» («Курносый»), дрался с фашистскими лётчиками в небе Испании. Сражался на Северном фронте, участвовал в боях за Бильбао, Сантандер, летал над горами Астурии. Воздушные бои сменялись штурмовками вражеских войск, штурмовки - воздушной разведкой. Обстановка порой была очень тяжелой. Часто нашим лётчикам приходилось воевать без отдыха и пополнения, не имея запасных аэродромов, испытывая трудности в снабжении. Лишь отличная боевая выучка и ясное сознание своего долга помогали нашим лётчикам сражаться и побеждать. С честью вышел из всех испытаний и командир звена истребителей республиканской авиации советский лётчик Баранчук. За мужество и отвагу, проявленную им в испанском небе, он 2 января и 4 июля 1937 года был награжден двумя орденами Красного Знамени.
Это было, однако, только начало боевого пути будущего генерала, но первый шаг им был уже сделан. С этого момента началось его становление как командира. Сразу же после возвращения из Испании его назначили командиром 117-й эскадрильи его родной Люберецкой бригады. В октябре 1937 года его вместе с эскадрильей перевели на Дальний Восток, в состав 1-й Особой Краснознаменной Армии. В феврале 1938 года капитан Баранчук получил ещё одну награду - медаль «ХХ лет РККА», а в июле он стал командиром 40-го истребительного авиационного полка, и в его составе принял участие в боях с японскими захватчиками в районе озера Хасан. В феврале 1939 года его назначили командиром 63-й бригады. На командных должностях Константин Гаврилович проявил себя знающим, толковым и энергичным командиром. Поэтому, в сентябре 1939 года его командировали в Москву, на курсы усовершенствования при академии Генерального штаба, которые он успешно окончил в феврале следующего года. В августе того же года он вступил в командование 34-й смешанной авиационной дивизией. Получается, что всего за три года Константин Гаврилович от скромной должности командира звена стремительно вырос до высокой должности командира дивизии. Так же быстро ему присваивали высокие воинские звания: в ноябре 1938 звание майора, а в августе следующего года уже полковника! Что и говорить, блестящая военная карьера! Но тут в жизнь Константина Гавриловича, как и в жизнь всего нашего народа, неожиданно и стремительно вмешалась новая война, Великая Отечественная…
Уже в первый же день войны Константин Гаврилович получил приказ возглавить военно-воздушные силы 16-й армии Забайкальского военного округа и перебазировать их на Запад, на фронт. Армия была сначала выведена в резерв Ставки Верховного Главнокомандования, а затем переброшена в район Смоленска, где была включена в состав Западного фронта. 13 июля 1941 года лётчики полковника Баранчука впервые встретились с лётчиками 51-й истребительной эскадры Люфтваффе, которой командовал немецкий ас Вернер Мёльдерс, также ветеран боев в небе Испании. В небе Смоленщины разгорелись ожесточенные схватки. Враг был силен, и поначалу удача была на его стороне. Несмотря на героизм наших воинов, наши войска отступали. После Смоленского сражения части полковника Баранчука сражались под Гжатском, Можайском, Волокаламском, участвовали в битве под Москвой, где немцам было нанесено первое серьезное поражение. Весной 1942 года положение советских войск несколько улучшилось, войска стали реорганизовывать и готовить к наступательным боям. Преобразования не обошли стороной и авиацию. Части ВВС 16-й армии были преобразованы, и из них была сформирована 203-я истребительная авиационная дивизия, которую также возглавил полковник Баранчук. В составе Западного фронта лётчики дивизии участвовали в Ржевской операции, Козельской операции, в боях под Сухиничами, Мосальском. За эти бои Константин Гаврилович в январе 1943 года получил орден Красной Звезды, а 17 марта ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации.
После ожесточенных боев на Западном фронте, зимой 1943 года 203-я дивизия была выведена в тыл на Волгу, для отдыха и переформирования. Базируясь в районе Саратова и других приволжских городов, лётный и технический персонал дивизии усиленно занимался изучением истребителя Як-1 с усовершенствованным мотором М-105Ф, который значительно увеличил боевые возможности самолета.
В полках дивизии часто бывал командир дивизии генерал Баранчук. Он сам проводил занятия с лётным составом по аэродинамике самолета, по тактике воздушного боя. Своим громовым голосом генерал рассказывал лётчикам о новинках в авиации противника, модифицированных вариантах «мессершмиттов», «фокке-вульфов».
Командир дивизии проинформировал лётчиков о новом варианте немецкого истребителя ФВ-190 с четырьмя пушками и двумя пулеметами. И тут же на графиках вертикальной и угловой скоростей наших и немецких истребителей показал, что маневренные преимущества советских самолетов ещё больше возросли, подчеркнув, что бортовой залп наших истребителей тоже весьма большой и конструкторы продолжат его увеличивать.
Любые вопросы комдив решал сразу, со свойственной его характеру решительностью. Годы в авиации, даже генеральские звезды на погонах мало изменили его матросский, прямодушный нрав. Прямоту характера командира лётчики частенько пытались использовать, не раз задавая ему наболевший вопрос: «Скоро ли на фронт? Когда получим самолеты?» В ответ на это Константин Гаврилович хитро и добродушно улыбался: «Не спешите, детки, дайте только срок – будет вам и белка, будет и свисток».
Наконец, получив новенькие истребители, в мае 1943 года дивизия перелетела в район Воронежа на левый фланг Курского выступа. Здесь полным ходом шли приготовления к предстоящей Курской битве. Готовя дивизию к боям, комдив часто беседовал с лётчиками, с командирами подразделений и полков. «Воевать нужно дерзко, смело, умело», - призывал он, и все лётчики понимали его с полуслова. На совещаниях руководящего состава, генерал Баранчук обращал самое серьезное внимание на поддержание высокой боевой готовности и, ставя боевую задачу, заканчивал её в своей характерной манере, по-морскому: «Быть «на товсь»!
И лётчики не подвели своего командира. В июле 1943 года, будучи в составе Степного фронта его дивизия принимала участие в ожесточенной Курской битве, в которой немецкие войска потерпели сокрушительное поражение. За успешное руководство дивизией Константин Гаврилович в августе 1943 года был награжден сразу двумя орденами - Отечественной войны 1-й степени и Красного Знамени. Высокими правительственными наградами были отмечены и многие лётчики дивизии, а пятеро наиболее отличившихся лётчиков - И. Ф. Базаров, Н. П. Дунаев, И. М. Корниенко, С. Д. Луганский и В. А. Меркушев - были 2 сентября 1943 года удостоены звания Героев Советского Союза.
Изменив ход войны в свою пользу, наша армия наступала по всему фронту. Вместе с армией на запад устремились и лётчики дивизии Баранчука. Дивизия участвовала в освобождении Украины, и особенно отличившись в боях за Знаменку в декабре 1943 года, была удостоена почетного наименования «Знаменская». А вскоре лётчики дивизии завоевали звание гвардейцев, и с февраля 1944 года дивизия стала называться 12-й гвардейской. Одновременно гвардейскими стали и все три полка дивизии: 152-й, 153-й и 156-й. Дивизия участвовала в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской и Львовско-Сандомирской наступательной операции. После Украины, гвардейцы генерала Баранчука с августа 1944 года освобождали Польшу, а с января 1945 года дрались в небе Германии.
День Победы командир и его гвардейцы встретили в Праге. За последние бои Константин Гаврилович был награжден в апреле 1945 года орденом Суворова 2-й степени и в мае орденом Ленина. Кроме того, за участие в различных сражениях Великой Отечественной войны, он был награжден Чехословацким военным крестом 1939 года, пятью советскими медалями: «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» и двумя польскими медалями: «За Одер, Ниссу, Балтику», «За победу и свободу». Между прочим, участвуя в трёх войнах, Константин Гаврилович не получил ни одного ранения или контузии. Невероятно, но, как говорится, факт.
Большой и славный боевой путь прошла в годы войны дивизия генерала Баранчука. Дивизия, и её полки неоднократно отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего, награждались и получали почётные наименования. Так, полное название дивизии стало - 12-я гвардейская истребительная авиационная Знаменская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия. Сотни воинов дивизии были удостоены правительственных наград, а двадцати пяти лучшим асам дивизии было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, в том числе одному из них - майору С. Д. Луганскому - это звание было присвоено дважды. Между прочим, по количеству Золотых Звезд, дивизия занимала почетное третье место в советских Военно-Воздушных Силах, уступив лишь созвездию асов знаменитой 9-й гвардейской дивизии полковника А. И. Покрышкина и 11-й гвардейской дивизии генерал-майора А. П. Осадчего.
Закончилась война, но не закончилась военная служба для боевого генерала. До марта 1947 года он продолжал командовать своей родной 12-й гвардейской дивизией. Затем он был командиром 323-й дивизии, занимал ряд других руководящих постов. Он много летал, и летал мастерски. Достаточно сказать, что за пятнадцать лет своей лётной службы он налетал почти 2 тысячи часов в воздухе. Но после несчастного случая на охоте в мае 1947 года, летать уже не смог…
За успехи в боевой подготовке руководимых им авиационных соединений и за выслугу лет генерал Баранчук был награжден в ноябре 1947 года орденом Красной Звезды, в феврале 1948 года медалью «30 лет Советской Армии и Флота» и в апреле 1954 года орденом Красного Знамени. Это были последние награды генерала. Возраст стал брать своё, и в июле 1955 года он вынужден был уволиться в запас по состоянию здоровья.
Генерал-майор авиации в отставке Константин Гаврилович Баранчук скоропостижно скончался от инфаркта миокарда 29 сентября 1971 года и был похоронен на 2-м Христианском кладбище.
Парнишка с Пересыпи, лихой моряк, бесстрашный лётчик-истребитель, генерал и командир крылатой гвардии, настоящий одессит. Таким был Константин Гаврилович Баранчук, таким и должен остаться в нашей памяти.
Командир крылатой гвардии
31 декабря 202331 дек 2023
33
15 мин