Переписывание рекордов, смены пилотов и внутрикомандные противостояния. Подробно разбираем результаты гонщиков Ф-1 в 2023 году
Подведение итогов года в Королеве автоспорта — хорошая традиция, но в мире медиа она живет по своим правилам. Все превращается в мусорную математику и обзорную экскурсию по Википедии: составляются рейтинги лучших и худших, выставляются оценки, основанные на мнениях неких «авторитетов», а также происходят другие не имеющие отношения к спорту вещи. Зачем читателям подобные материалы, не совсем понятно: турнирная таблица Формулы-1 и так является лучшим рейтингом, а альтернативные попытки выявить сильнейших основываются на умопомрачительных вещах вроде выставления оценки «три» и абстрактных рассуждений о мотивации гонщиков, Лэнс Стролл не даст соврать.
Так что единственный способ сделать итоги года справедливыми — без всякого ранжирования подробно рассмотреть результаты каждого пилота Ф-1, выступавшего в 2023 году. Каждый герой стартовой решетки по умолчанию является личностью, инфоповодом и предметом для обсуждения. И каждый достоин, чтобы его удачные или провальные труды рассмотрели взвешенно, с долей восхищения или сочувствия. Ну, кроме Серхио Переса, его уже не спасти.
Макс Ферстаппен
Трехкратный чемпион мира! Это до сих пор довольно трудно осознать, как и море значимых и не очень рекордов, которые переписал нидерландец. Макс катком проехался по 2023 году, наконец-то породил разговоры о скуке от тех, кто еще пару лет назад убивался за Ферстаппена в комментариях, и теперь готовится к четвертому подряд титулу с достижением новых рекордов и окончательного возведения себя в ранг величайших в истории.
Забавно осознавать, что частично все это стало возможным благодаря одному идиотскому судейскому решению в 2021 году. В Абу-Даби Майкл Маси сотворил полную глупость, но в итоге она привела нас туда, куда и должна была привести: «Ред Булл» сминает конкурентов невероятной машиной, а Макс штампует заслуженные титулы. Можно сколько угодно говорить, но лучше не говорите, а наблюдайте за великим гонщиком, который пишет историю на ваших глазах.
Серхио Перес
Вице-чемпион мира! Это до сих пор довольно трудно осознать, но одна из быстрейших машин в истории Формулы-1 оказалась настолько недосягаема, что затащила на второе итоговое место одного из худших вторых пилотов в истории Формулы-1. Мексиканец бодро начал двумя победами в первых четырех гонках, но на его беду в чемпионате разыгрывалось еще 18 этапов, что полностью сломало Чеко и его амбиции.
Двукратный проигрыш Ферстаппену по очкам, еле-еле добытое вице-чемпионство, ужаснейшие квалификации. Это страшно писать, но средняя стартовая позиция Переса в 2023 году — это 9 место! Девятое, друзья. В гонках ситуацию немного выправлял космический болид, но даже за второе место в ЛЗ мексиканцу пришлось сильно понервничать. Хорнер и Марко сделали настоящий жест, позволив Серхио доработать свой контракт и уйти после сезона-2024. Хотя есть сомнения даже в том, что до этого момента Чеко в «Ред Булл» не продержится. В коллективе он явно лишний.
Льюис Хэмилтон
Человек с незалеченной раной продолжает свой смиренный путь обычного гонщика на обычной машине. И если 2022 год прошел под знаменем «Пинаем павшего чемпиона», то в 2023 Льюис заставил умолкнуть даже таких экспертов. Кроме помутнения в Катаре, где семикратный чемпион выбыл в первом повороте и чуть не утащил за собой напарника, Льюиса упрекнуть не в чем. 6 подиумов в болотной борьбе «Мерседеса», «Феррари» и «Астон Мартина», а потом еще и «Макларена» — вполне себе результат.
Половину своей карьеры Хэмилтон посвятил разговорам о том, что надолго в Ф-1 не задержится и вот-вот завершит карьеру. Но в 38 лет он до сих пор здесь, а разговоры про уход исчезли — скорее всего, это следствие разящего ножа в сердце от одного скромного гоночного директора. Льюис никогда еще не был настолько мотивирован на долгосрочную перспективу, что вкупе с его возрастом и уровнем болида в последние годы делает ситуацию уникальной. Погоня за восьмым титулом продолжается, пусть Хэмилтон и осуществляет ее пешком.
Фернандо Алонсо
Смачный плевок в лица тысячам, десяткам тысяч фанатов Формулы-1. Рыбья память постоянно заставляет тех переобуваться на лету, но испанец в этом году взорвал мозги тем, кто привык реагировать на события бездумно, по ситуации. Огульные вздохи после новости о подписании контракта с ненавистным «Астон Мартин», обвинения в погоне за длинным рублем — все это мигом испарилось после серии сенсационных подиумов на самом старте сезона. И пока бывшие хейтеры привыкали выписывать в адрес Фернандо слова восхищения, тот откатился от подиумной зоны в конец первой десятки, чему конечно же стал виной нестабильный болид.
Вау! Оказывается, Алонсо — исключительный гонщик! Лишь в 42 года испанец смог доказать это особо одаренной части аудитории, которая наглухо не воспринимала его великую карьеру. А тот просто провел очередной блестящий сезон, попутно доказав, что Лоуренс Стролл и компания снова приняли правильное решение, пригласив одного из лучших пилотов в истории за относительно скромные деньги. Единственный негативный момент в сезоне — упущенная по собственной ошибке победа в дождевом Монако, но это «Астон Мартин», друзья. Команда, курс которой подразумевает неизбежный оптимизм даже в самых безнадежных ситуациях. Так что, Фернандо на первой ступени подиума — вопрос времени. Которого у ветерана, кстати, осталось не так много.
Шарль Леклер
Шарль провел уверенный, ровный сезон в стиле Льюиса Хэмилтона, но с одной поправкой: если британцу всегда желают провала, то потенциал поддержки монегаска просто неиссякаем. 6 лет в Формуле-1, всего один год с намеком на чемпионскую борьбу, полная безнадега с болидами — но коллективный разум стоит на своем и продолжает верить в Шарля как в человека, который обязан тащить «Ферарри» на своем горбу. От этого не выигрывает никто: лицо монегаска с каждым годом тускнеет и уже не очень подходит под описание «Молодой волшебник», а фанаты устраивают натуральные истерики, даже если кто-то устроил контакт в борьбе с Леклером за 7 место.
Сильные гонки в 2023, статус лидера коллектива, полная математическая победа над напарником —таков итог уходящего сезона для Шарля Леклера. Вот только все это меркнет при мыслях о том, что происходит с «Феррари» долгие годы и что еще будет происходить. А вдруг Скудерия так и не выиграет титулы при нашей жизни? За горизонтом Леклера ждет крайне рискованная судьба, но чтобы добраться до туда, нужно провести еще кучу подобных, «ровных» сезонов. А там уже все или ничего.
Ландо Норрис
Этот юноша настолько талантлив, что на его подиумы всем плевать — Норрис уже столько раз штурмовал вторые и третьи места в гонках, аж скучно становится. Где победы, Ландо?! Ну а если серьезно, нельзя игнорировать стратосферное улучшение болида «Макларен» с Гран-при Великобритании — одно из самых резких и удивительных, которые можно вспомнить. С тех пор вожак Норрис уже не упускал своего, используя потенциал машины на полную в борьбе за поулы и подиумы. Команда Зака Брауна стала лучше во второй половине сезоне после «Ред Булл», во что еще в начале года нельзя было поверить.
Огромная зарплата, неразрывная связь с «Маклареном» — в какой-то степени британец является аналогом бедолаги Леклера. При этом перспективы Ландо выглядят не такими туманными, ведь Норрис для болельщиков до сих пор остается кем-то вроде веселой молодой петрушки, которая находится за спинами Леклера и Расселла. Но Ландо уже давно не такой. Он максимально серьезен, иногда даже агрессивен, дает 100% результат и ждет, пока болид позволит включиться в борьбу за титул. Зак Браун обещал, что это произойдет уже в 2024 году.
Карлос Сайнс
Интересно, сам Карлос понимает свое невероятно несправедливое положение? Уже три года ни один фанат «красных» в упор не замечает относительно равной борьбы с Леклером. Скорее, наоборот — фан-база всей остальной Скудерии пытается обвинить, принизить Карлоса. Он буквально мешает им под ногами, пока добывает какую-то там ненужную победу в Сингапуре. Даже в такой торжественный момент, как триумф «Феррари» в гонке, конспирологи разочарованно сетовали, что победить должен был Леклер.
Так что, несмотря на такой же достойный сезон, как и у Леклера (за исключением квалификаций), Карлос обречен на моральное прозябание и ругань, даже если станет в красном комбинезоне чемпионом мира. Жаль, что в мире Скудерии никто не хочет признавать, что испанца для этого есть не меньше потенциала, чем у хваленого напарника.
Джордж Расселл
Нахождение на 8 строчке личного зачета можно принять и как случайность, и как провал: с одной стороны, Джордж оказался здесь в результате мусорной, вымороченной борьбы команд второго эшелона, примерно равных по скорости, поэтому тасующих результаты от гонки к гонке. С другой же, Расселл проиграл почти всем гонщикам, которые в долгую боролись за подиумы в сезоне! А вот это уже вызывает вопросы. Самое яркое воспоминание, связанное с британцем в 2023 году — драматичная, глупая авария на последних кругах Сингапура в попытке забрать победу у Карлоса Сайнса. Такой себе хайлайт.
Справедливости ради, нет более самокритичного гонщика в пелетоне, чем Джордж: оба своих сезона в составе «Мерседеса» он отрецензировал лаконично, со знаком минус. Расселл всегда подчеркивает, что барахтанье ниже борьбы за что-либо значимое — это провал, но в 2023 вдрызг было проиграно все, что можно.
Оскар Пиастри
Ландо Норрис на минималках — идеальное описание дебютного сезона скандального новичка «Макларена». На то сезон и дебютный, чтобы забыть о любых сравнениях с опытным напарником, поэтому Оскар — безусловное открытие года в Формуле-1. Да, Ландо добыл для команды больше очков и в целом выглядел лучше, но у Оскара есть полный набор триумфов: подиумы, хорошие квалификации в топ-3, победа в спринтовой гонке. Самое главное — после обновлений, которые внезапно отправили «Макларен» в борьбу, Пиастри не стал для команды инородным телом, мешающим красивому прорыву наверх.
Австралиец — один из немногих новичков-ноунеймов, который заставил уважать себя за скорость в первый же полноценный сезон Формулы-1. Его карьера только начинается, он амбициозен, результаты уже пришли, поэтому самое интересное еще впереди.
Лэнс Стролл
Худший сезон канадца в Формуле-1. Тут даже расписывать ничего не надо. Все боялись за переломанные руки Стролла, но лучшие результаты Лэнс показал, когда форсированное восстановление еще только подходило к концу. Дальше — полный мрак. Чудовищные квалификации, не самые плохой темп в гонках и несколько ярких аварий вместе с истериками, которых только и ждали гиены Ф-1 (их еще называют «поклонниками»). Ситуация достигла невиданных масштабов, Стролла отправили играть в теннис, мать ждала ухода сына из автоспорта, а отец уже вот-вот почти продал команду, разочаровавшись в своем главном «проекте».
Лэнс Стролл — это Иисус, который страдает за наши грехи. Сезон у него действительно не удался, но ведь нам есть, с чем сравнивать. Канадец очевидно плюхнулся ниже собственного уровня — значит, можно предположить, что у него есть шансы как минимум вернуться на исходные позиции. Ну и не стоит забывать самое главное: карлики могут сколько угодно прыгать и дрыгать ножками, но Стролл будет находиться в Формуле-1 столько, сколько сам посчитает нужным.
Вторая часть тут: