Найти в Дзене
Рисуя историю

Чувственность красоты в многозначительных и неоднозначных картинах художника Константина Адреевича Сомова

Константин Андреевич Сомов не только знаменит на весь мир талантом, но и считается русским художником, чьи картины оцениваются очень дорого. У этого человека не просто необычайно талантливые работы, но интересна сама жизнь, которую он прожил, а имена его друзей столь знамениты, что их знают все ценители искусства.

Сомов Константин Андреевич – Влюбленные. Вечер 1910
Сомов Константин Андреевич – Влюбленные. Вечер 1910

Мальчишке, родившемуся в 1869-м году в Санкт-Петербурге, была прямая дорога в творческую жизнь. Если твой папа художник, историк искусства, да еще и хранитель Эрмитажа, то тебя с детства будут окружать мировые шедевры.

В доме, где вырос Константин Андреевич Сомов, его отец хранил собственную коллекцию рисунков и старинных гравюр. С ранней юности Костя отличался от других мальчишек. Хотя бы тем, что любил играть в куклы и больше общался с девочками, чем с ребятами. Но, когда он поступил в гимназию, у него все же появился первый друг. С Димой Философовым они как-то сразу сблизились, и в свою дружбу не дозволяли вмешиваться никому.

Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин:

Они много времени проводили вдвоем, их объединяли интересы. Конечно, многим это казалось странным, и, возможно, вскоре бы все поняли, что это не просто дружба. Но проучились приятели в частной гимназии недолго, и вскоре друзья расстались.

Дмитрия отослали на лечение в Италию, а Константин стал учеником Академии художеств. И преподавал ему три года сам Илья Репин. Но Академию он покинул еще до ее окончания, уехал в Париж, а когда вернулся в 1899-м, узнал, что Дмитрий завел себе нового дружка. Им стал Сергей Дягилев. Кстати, именно Дягилев организовывал Сомову выставки и популяризировал его творчество.

Посмотрите другие работы художника в галерее:

О том, что Сергей увел у Сомова дружка, они просто предпочитали молчать. А позже все они – Сомов, Дягилев, Философов и Бакст создали журнал «Мир искусства». Безусловным лидером в числе создателей журнала был Сомов. Это издание знакомило читателей с новым жанром в живописи, авторство в котором принадлежит именно Константину Андреевичу.

Отличительной чертой жанра стал гротеск, ирония, нереальный мир, в котором живут своей жизнью странноватые персонажи. Кроме того, до Сомова никто из русских художников не позволял себе писать картины в стиле «ню».

Чтобы увидеть больше работ художника, полистайте галерею:

После того, как он проиллюстрировал сборник рассказов Франца фон Блея «Книги маркизы», мир искусства России буквально взорвался от увиденного. Рассказы были с эротическим подтекстом, а Сомов создал иллюстрации еще более откровенные, чем сами произведения писателя.

Это было настолько необычно, что никто в царской России не решился издать рисунки Сомова полным списком. Об этом говорили, поэтому выпустить все равно пришлось, но отобраны издательством только самые невинные. Всё полностью стало возможно увидеть, только после революции 1917-го года.

Полистайте галерею, чтобы увидеть больше работ:

Когда Сомов осознал свои гомосексуальные наклонности, он решил, что сдерживать себя не имеет никакого смысла. Чаще всего он приходил в Таврический сад, где любили бывать гимназисты, и практически никогда не уходил без того, чтобы подцепить кого-либо из молодых людей.

Был у него и постоянный друг – Вальтер Нувель, хотя виделись они не так уж и часто. Именно Вальтер в свое время познакомил Сомова с Михаилом Кузминым. Константин, который все же скрывал свою гомосексуальность, был поражен откровенностью Кузмина и его цинизмом. Но это не шокировало его, а придало уверенности, что в наклонностях самого Сомова ничего плохого нет.

Сомов Константин Андреевич – Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский) 1937
Сомов Константин Андреевич – Обнаженный юноша (Б. М. Снежковский) 1937

Кузмин сам искал способ познакомиться с известным художником, потому что мечтал о том, что Константин напишет его портрет. Он был писателем, сочинявшим эротические рассказы, но решился на знакомство только тогда, когда его имя стало известно после выхода повести «Крылья». В ней откровенно описывались гомосексуальные утехи главного героя, поэтому никаких сомнений в ориентации самого Кузмина ни у кого не было.

После того, как Сомов повесть прочел, он и сам мечтал познакомиться с его автором. А когда увидел Кузмина, тоже загорелся идеей написать портрет этого не совсем обычного человека.

Больше работ можно увидеть в галерее:

Накануне 1905 года в Санкт-Петербурге у богемы вошло в моду собираться у Ивановых, где проходили выставки костюмов, а гости выступали в качестве моделей. У Сомова здесь была особая роль, и он был костюмером. Кроме того, Константин в это время писал портрет хозяина дома, и тут же присутствовал и Кузмин. Михаил уже был по уши влюблен в Сомова и показывал это всем своим видом. Но художник его призывные взгляды старался всеми силами игнорировать. Кузмин же не только вел свой откровенный дневник, но и любил зачитывать строчки из него в присутствии других людей. Вот это и заставило Сомова посмотреть на Михаила более пристально.

Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!

-8

В 1918 Константин нашел модель – Мифодия Лукьянова, которому было всего-то 17 лет. Он называл его Мифом, и этот человек стал любовью художника на долгое время. Через 4 года Мифодий Россию покинул и перебрался в Париж.

Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин:

Сомов просто так уехать не мог, но вскоре ему поручили сопровождать выставку русских художников за границу, и оттуда в Советскую Россию он больше не вернулся.

Уже в 2006-м году полотно Сомова «Русская пастораль» была куплена на аукционе «Кристис» за 2,4 миллиона фунтов стерлингов. А через год на этом же аукционе «Радуга» Сомова была продана уже за 3,7 миллионов.

Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!

Добавьте описание
Добавьте описание

Сделай репост в свои соц. сети, и твои друзья тоже познакомятся с этим художником! Спасибо!