Марсель Карне - безусловный классик мирового кино, снявший эпохальные фильмы «Набережная туманов» и «Дети райка». Его «Вечерние посетители» - первая по времени, безусловно классическая лента, сделанная в жанре мистической мелодрамы и рассказанная в 1942 году эзоповым языком, дабы слегка прикрыть антифашистский посыл.
Сюжет фильма сводится к следующему: на исходе XV века, то есть в самый разгар европейского Ренессанса, в замок богатого вдовца наезжают два менестреля, Жиль и Доминик. По тем временам скучающие сеньоры радовались любым гостям, а уж менестрелям и подавно. У самых ворот замка гости сталкиваются с типичным проявлением социального неравенства: у пожилого циркача ради забавы застрелили прирученного медведя, по всей видимости, составлявшего его единственное достояние.
Старший из менестрелей, пожалев циркача, оживляет его мохнатого друга - и зрителям становится ясно: бродячие поэты - посланцы высших сил. На самом деле они - посланники дьявола. В полном соответствии с гетевской сентенцией («Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо») и булгаковскими вариациями на ту же тему эти господа и ведут себя в замке. Мужчина-менестрель Жиль влюбляет в себя просватанную дочь хозяина, женщина-менестрель Доминик очаровывает ее жениха, заносчивого барона, а параллельно и отца героини.
Оба гостя мгновенно добиваются успеха, устроив сцену временного застывания всех гостей там, где оно их застало. Пользуясь этим, подручные дьявола ведут своих визави на пленэр, где и влюбляют их в себя в сказочном великолепии ренессансного паркового ансамбля. Эта сцена, лишь слегка видоизмененная, спустя несколько лет будет полностью повторена Надеждой Кошеверовой в не менее классической «Золушке».
Далее жених дочери хозяина замка сходится со своим предполагавшимся тестем в смертельном поединке за Доминик, Жиль же и сам не на шутку влюбляется в дочку хозяина.
Озабоченный сим происшествием со своим слугой, в замок является дьявол, слегка пакостит там, заставляя заносчивого жениха погибнуть от меча хозяина дома, а самого его отправляя в никуда вослед за юбкой Доминик, и, в свою очередь, сам влюбляется в очаровательную и - главное - высоконравственную героиню. Однако все его старания разбить любовь своего подручного и милой девушки оказываются тщетными. И дьяволу остается лишь одно: кусая с досады ногти, превратить непокорных влюбленных в каменные статуи - дивные ренессансные памятники любви, красоте и верности, через пару лет отрифмованные в картине Александра Роу «Кащей Бессмертный».
Отметив качественную, точную, сдержанную драматургию выдающегося французского поэта первой половины ХХ в. Жака Превера и Пьера Ляроша, отличную камеру Р. Юбера, мастерски играющую светом и тенями, обращусь к тому, что кажется мне наиболее значительным в этой ленте - бытописанию. Пожалуй, нигде больше в старом кино не представлена столь дотошно эпоха Возрождения: ее костюмы, ритуалы, танцы, интерьеры и прочее. Если вы хотите увидеть, как обедали французские сеньоры, какие одеяния и какую обувь они носили, какие песни и мелодии слушали, какие полы и потолки, окна и кровати, мосты и гобелены были в их замках - посмотрите фильм Марселя Карне. Точность, добросовестность и любовное знание, с какими он сделан, достойны называться энциклопедическими, как сама картина достойна почетного места на полке классики, каковое, впрочем, она и занимает.
Я не говорю здесь об актерских работах.
Во-первых, потому, что ныне, по прошествии восьмидесяти лет со времени выхода ленты на экраны, почти никого, кроме, пожалуй, Арлетти, рядовой зритель уже и не знает.
Во-вторых, потому, что все актерские работы достойны и складываются в единый ансамбль, так что никто из них одеяло на себя не перетягивает.
Высокая поэзия этой старой, но нисколько, по-моему, не устаревшей классической картины в жанре сказочной притчи, ее удивительная историчность, живописность, лиризм и тотальная, но тонкая ирония и сегодня способны подарить два часа умного и приятного времяпрепровождения зрителю любого возраста, подуставшему от бездушия нынешнего коммерческого кино и ТВ.
© Виктор Распопин
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.