Византийские художники представили свои выдающиеся произведения, отличающиеся от других культурных традиций.
Один из самых известных художников Византии - Феофан Грек. Он создал множество икон и фресок, в том числе знаменитую «Трансфигурацию» на стене кафедрального собора в Казани.
Еще один знаменитый художник - Андрей Рублев, ставший известным благодаря своей работе "Троица". Эта икона является одной из самых значимых образов Византии. Кроме того, Дионисий, Феодосий, Михаил Пселл и Киприец являются другими знаменитыми художниками Византии. Их работы часто использовались для декорирования церквей и монастырей, а также для изготовления оригинальных предметов. Они оставили неизгладимый след в развитии византийской художественной традиции.
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Античная технология+ новые способы создания мозаик: Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой. Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающее благодаря свету горящих в храме свечей.
Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.
В апсиде римской церкви Санта Мария ин Трастевере сохранилась мозаика Каваллини, созданная им в 1291 г. по заказу Бертольдо Стефанески. Здесь помещена репродукция одной из шести сцен этого мозаичного цикла, посвященного жизни Марии. В основных чертах он следует канонам византийской иконографии, но в изобразительных формах сохраняет скорее римские традиции.
В центре изображена Мария на белом возвышении. Ее торжественное спокойствие подчеркнуто выражением лица, взглядом, устремленным вдаль. Ее исполненная достоинства фигура выделяется не только масштабом, но и темным контрастом треугольного входа в схематично изображенную скальную пещеру, который включает в себя также спеленатого младенца и двух символизирующих Ветхий и Новый завет животных, вола и осла.
В левом нижнем углу композиции перед пещерой изображен Иосиф в красном плаще; он сидит на камне, глубоко задумавшись.
В правом нижнем углу картины – стадо овец, собака, пастухи, один из них самозабвенно играет на рожке, другой слушает благовестие ангела, изображенного на золотом фоне неба над пещерой. Обеспечивая симметрию картины, художник поместил с другой стороны пещеры двух ангелов, поклоняющихся новорожденному.
На переднем плане рядом с хижиной и башней виден источник благовонного масла, который, согласно легенде, забил в Риме во время рождения Христа. Над этим источником и была построена церковь Санта Мария ин Трастевере. Реализм буколической жанровой сцены с пастухами, пластичные формы фигур, их одежд и движений, яркий колорит, моделированный светотенями и обозначающий пространственность, и, наконец, сама мозаичная техника – все это указывает на непосредственное влияние позднеантичного искусства.
В Византии был разработан строгий порядок размещения на стенах церквей росписей и мозаик на священные сюжеты.
Часто в куполе помещали мозаику Христа в окружении ангелов.
Затем, над алтарѐм в конхе, изображалась фигура Богоматери напоминающая о связи бога с человеком.
На верхней части стен художники развѐртывали эпизоды из земной жизни Христа в порядке описания в Евангелии.
Ниже изображали пророков, апостолов, учеников Христа, мучеников, святителей, всех кто связан с Христом. В западной части храма, у выхода, изображали картины ада или страшного суда.
Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.