Найти тему
Вдумчивый сибиряк

Какие необычные станции метро есть в городах России за пределами Москвы и Петербурга

Оглавление

Кроме двух столиц собственными метрополитенами могут похвастаться ещё пять городов, в каждом из которых есть станции, способные сами по себе стать интересным объектом для туристов.

Столичное метро – одна из самых красивых транспортных систем во всём мире, если не самая красивая. Это неоднократно признавалось, в том числе на международном уровне. Однако подземные транспортные системы в нашей стране построены отнюдь не только в Москве, и речь даже не о Санкт-Петербурге.

Кроме столиц собственными метрополитенами могут похвастаться ещё пять городов, в каждом из которых есть станции, способные сами по себе стать интересным объектом для туристов.

Нижний Новгород

Станция на две платформы

Нижегородский метрополитен – третий в России по суммарной протяжённости линий и количеству станций. Тем интереснее, что точное число станций – вопрос дискуссионный. Ведь в составе подземки есть "Московская", которую можно посчитать и за одну, и сразу за две.

Станция "Московская" открылась в 1985 году и представляет собой огромный зал, в котором расположены сразу два пассажирских перрона, на которые прибывают поезда с обеих действующих линий. Движение организовано таким образом, что пассажиры могут пересесть с одной ветки на другую не покидая платформу, а по необходимости – воспользоваться пешеходным мостиком над центральными путями.

Примечательно, что в Москве у "Московской" есть сестра-близняшка, соединяющая Некрасовскую и Большую Кольцевую линии. И называется эта станция… "Нижегородская".

ДОЛГИЕ ГОДЫ "МОСКОВСКАЯ" СОХРАНЯЛА ЗВАНИЕ САМОЙ БОЛЬШОЙ ПОДЗЕМНОЙ СТАНЦИИ МЕТРО В РОССИИ
ДОЛГИЕ ГОДЫ "МОСКОВСКАЯ" СОХРАНЯЛА ЗВАНИЕ САМОЙ БОЛЬШОЙ ПОДЗЕМНОЙ СТАНЦИИ МЕТРО В РОССИИ

Станция в коробке

Ещё одна необычная станция нижегородской подземки – "Буревестник" на Сормовско-Мещерской линии. Правда в её случае слово "подземка" применять не совсем корректно – станция является единственной наземной в составе местного метрополитена. Особенность же её в том, что догадаться об этом находясь на самой станции – невозможно.

Станция выполнена по всем стандартам подземных – сплошные стены без окон, отделанные мрамором и гранитом, лестничные спуски сверху вниз из единственного вестибюля. Даже поезда к ней идут в специальном коробе, защищающим пути от осадков и любопытных прохожих. Поэтому некоторые гости города немало удивляются, когда узнают, что станция построена на поверхности.

Отчасти решение строить станцию именно таким способом обусловлено тем, что появилась она вместо ликвидированной платформы пригородных электричек. В разные годы предполагалось, что если линию подземки будут продолжать дальше, то сделать это можно будет, задействовать неиспользуемые железнодорожные пути. Прежде всего, ради экономии.

Снаружи "Буревестник" похож на большое здание хозяйственного назначения — склад или торговый центр рыночного типа. За время экспулатации оказалось, что подобное решение сочетает в себе минусы обоих подходов к строительству метро. Ведь в обслуживании "станция в коробке" не сильно дешевле подземных, зато сама станция и "упакованные" в короб пути занимают пространство на поверхности.

-2
"БУРЕВЕСТНИК" ПО НЕЗНАНИЮ МОЖНО ПРИНЯТЬ ЗА ТИПИЧНЫЙ ДЛЯ СПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР С ДЕШЁВЫМИ КРОССОВКАМИ
"БУРЕВЕСТНИК" ПО НЕЗНАНИЮ МОЖНО ПРИНЯТЬ ЗА ТИПИЧНЫЙ ДЛЯ СПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР С ДЕШЁВЫМИ КРОССОВКАМИ

Казань

Метро наоборот

В привычном представлении метрополитен – это система, построенная под землёй, пока на поверхности ездят машины. Наземные станции в нашей стране, конечно, не редкость, но мало какие из них настолько кичатся своим расположением, как "Аметьево".

Казанское метро – самое молодое в России и единственное, построенное с нуля уже после развала СССР. Сами по себе его станции очень красивы, а при работающем на полную мощность освещении даже могут потягаться со столичными. Тем удивительнее бывает гостям города обнаружить, что поезд выехал из подземелья и остановился прямо над оживлённой автострадой.

Станция открылась в 2005 году и построена в овраге, соединяя оба склона, удачно расположенных друг от друга как раз на расстоянии пятивагонного состава. Обе путевых стены полностью прозрачные, а значит днём на "Аметьево" всегда светло. Прибывающие поезда лишь ненадолго оказываются на поверхности, а затем снова ныряют под землю.

-4
СНАРУЖИ "АМЕТЬЕВО" ПОХОЖА НА КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ
СНАРУЖИ "АМЕТЬЕВО" ПОХОЖА НА КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

Дыры в потолке

Увидеть солнечный свет в казанском метро можно не только на "Аметьево". Станция "Кремлёвская", расположенная, как не трудно догадаться, прямо у стен Казанского кремля, привлекает не только оформлением с огромной мозаикой на потолке, но и необычным конструкторским решением. Дело в том, что прямо над спуском к станции в потолке построены три колодца – окна, сквозь которые открывается вид прямо на небо, прикрытые прозрачными витражами. Ещё одно такое окно можно встретить в вестибюле.

По словам местных жителей, реализация затеи вышла спорной. Из-за не самой лучшей герметизации, в первые годы эксплуатации станции витражи пропускали не только свет, но и воду, что приводило к регулярным потопам на платформе при мало-мальски сильных ливнях.

Впрочем, станция сама по себе способна порадовать глаз туриста. В её оформлении активно используется мозаика – на путевых стенах изображены различные животные и сцены из истории Казани, а потолок украшает огромное панно с изображением крылатого змея Зиланта – одного из главных символов города.

ИЗ-ЗА ПРИТОКА ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА НА "КРЕМЛЁВСКОЙ" ПОРОЙ ЭКОНОМЯТ НА ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ, ОТЧЕГО СТАНЦИЯ НАЧИНАЕТ ПОХОДИТЬ НА МРАЧНОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ
ИЗ-ЗА ПРИТОКА ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА НА "КРЕМЛЁВСКОЙ" ПОРОЙ ЭКОНОМЯТ НА ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ, ОТЧЕГО СТАНЦИЯ НАЧИНАЕТ ПОХОДИТЬ НА МРАЧНОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ

Самара

Постоянное "временное" решение

Говоря о наземных станциях, нельзя не вспомнить один из самых необычных и в какой-то степени поучительных казусов отечественного метростроения. Станция "Юнгородок" в Самаре также открылась в составе первого пускового участка, в 1987 году. И изначально её вообще не должно было быть.

По плану предусматривалось возведение полноценной подземной станции "Крылья Советов", расположенной вблизи крупных заводов. Однако строители выбились из графика и от немедленной постройки станции решили отказаться.

Ей на замену на территории электродепо "Кировское" возвели открытую, продуваемую всеми ветрами станцию "Юнгородок", с расчётом на то, что однажды "Крылья Советов" достроят и от "времянки" можно будет отказаться. Но ничего так не любит становится вечным, как временные решения.

По состоянию на 2023 год строительство метро если и продолжается, то совсем в другую сторону. Возведения "Крыльев Советов" в ближайших планах нет, а самарцы настолько привыкли к "Юнгородку", что не хотят её закрытия даже при благоприятном стечении судьбы.

-7
КОНСТРУКЦИЯ "ЮНГОРОДКА" НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ПОСЛЕ НЕГО ЛИНИЮ МОГУТ ЗАХОТЕТЬ ПРОДОЛЖИТЬ – ВХОД РАСПОЛОЖЕН ПРЯМО В ТОРЦЕ ПЛАТФОРМЫ.
КОНСТРУКЦИЯ "ЮНГОРОДКА" НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО ПОСЛЕ НЕГО ЛИНИЮ МОГУТ ЗАХОТЕТЬ ПРОДОЛЖИТЬ – ВХОД РАСПОЛОЖЕН ПРЯМО В ТОРЦЕ ПЛАТФОРМЫ.

Советское наследие

С самарской подземкой связана одна из самых интересных историй постсоветского метростроения в регионах. Дело в том, что самая новая из действующих станций, "Алабинская", связана с остальной подземкой самым старым из построенных тоннелей.

Городские легенды рассказывают, что тоннель появился чуть ли не во времена Великой Отечественной и имеет отношение к расположенному неподалёку объекту гражданской обороны, недвусмысленно называющемуся "Бункер Сталина". Реальность, впрочем, куда прозаичнее.

Тоннель к "Алабинской" действительно построили самым первым среди объектов самарской подземки, в 1981 году. Однако затем планы поменялись и первую линию решили строить с другого конца, с расчётом, что однажды пригодится и этот тоннель. Однако с крахом СССР замедлились и темпы строительства, а потому вернуться к участку удалось только после введения в эксплуатацию станций "Московская" (2002) и "Российская" (2007). Сама же "Алабинская" открылась только в 2015 году.

СТАНЦИЯ "АЛАБИНСКАЯ" ДО СИХ ПОР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИШЬ НАПОЛОВИНУ
СТАНЦИЯ "АЛАБИНСКАЯ" ДО СИХ ПОР ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИШЬ НАПОЛОВИНУ
ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ ОТНОСЯТ ТОННЕЛИ САМАРСКОГО МЕТРО КО ВРЕМЕНАМ СТАЛИНА. РЕАЛЬНОСТЬ ГОРАЗДО ПРОЗАИЧНЕЕ.
ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ ОТНОСЯТ ТОННЕЛИ САМАРСКОГО МЕТРО КО ВРЕМЕНАМ СТАЛИНА. РЕАЛЬНОСТЬ ГОРАЗДО ПРОЗАИЧНЕЕ.

Екатеринбург

Три этажа в глубинах Урала

Екатеринбургский метрополитен примечателен тем, что является единственной не столичной подземкой, в составе которой есть станции глубокого заложения. Как правило, такие строятся закрытым способом, то есть не в котловане, а как шахты, прямо в толще грунта. Из-за этого подобные станции часто имеют специфический дизайн, предусматривающий круглые своды, способные выдержать всю колоссальную нагрузку.

Но попав на станцию "Геологическая" пассажир видит лишь плоский потолок, характерный для неглубокой подземки. Зачастую над подобными станциями, которые даже видимых колонн не имеют, тяжёлую технику пускают с опаской.

Всё дело в том, что на самом деле станция представляет собой односводчатую конструкцию, верхняя часть которой скрыта от посторонних глаз – там находятся помещения внутренних служб метрополитена. Кроме того, под пассажирским перроном находится "подвал", а также задел под переход на станции гипотетической второй линии, если её когда-нибудь построят.

ПЕРЕХОД ПОСРЕДИ ПЛАТФОРМЫ НА "ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ" МОЖЕТ ТАК И НЕ ДОЖДАТЬСЯ ПАССАЖИРОВ, ПЕРЕСАЖИВАЮЩИХСЯ НА СТАНЦИИ ВТОРОЙ ЛИНИИ
ПЕРЕХОД ПОСРЕДИ ПЛАТФОРМЫ НА "ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ" МОЖЕТ ТАК И НЕ ДОЖДАТЬСЯ ПАССАЖИРОВ, ПЕРЕСАЖИВАЮЩИХСЯ НА СТАНЦИИ ВТОРОЙ ЛИНИИ

Подземный призрак

"Станциями-призраками" принято называть те, что были построены технически, но по той или иной причине не введены в эксплуатацию.

Ещё на этапе планирования Екатеринбургский метрополитен был задуман как масштабная транспортная система, которая свяжет весь город, и отдалённые районы, и плотно застроенный центр. Сегодня схема с тремя линиями и более чем 40 станциями, конечно, выглядит наивно, но ещё в позднем СССР казалась вполне осуществимой.

Возможно, именно с таким настроением работали строители первой очереди, оставившие задел для станции "Бажовская" – одного из самых известных "призраков" за пределами двух столиц. Её строительство началось ещё в 1992 году и в итоге было завершено примерно на 70%, однако затем планы метростроителей поменялись и с открытием станции решили повременить. А затем начались проблемы с финансированием и открытие "Бажовской" отложили на неопределённый срок.

Спустя много лет обнаружилась ещё одна беда – участок на перекрёстке улиц 8 Марта и Большакова, где планировалось построить вестибюль станции, каким-то образом оказался в частных руках, да ещё и по заниженной стоимости. К счастью, мэрии удалось через суд вернуть землю и теперь вопрос появления станции зависит только от финансирования.

Сейчас же "Бажовскую" можно увидеть только если очень тщательно присматриваться к тоннелям на перегоне между "Геологической" и "Чкаловской" – тоннели в этом месте заметно расширяются.

Споткнулись на лестнице

Станция "Чкаловская", к слову, сама едва не стала ещё одним "призраком". А вернее – была им несколько месяцев. Дело в том, что уже готовую станцию поездам какое-то время приходилось проезжать мимо.

Причиной этому стали эскалаторы, точнее их отсутствие. В 2011 году, когда завершилось строительство "Чкаловской", выяснилось, что эскалаторы для наклонного спуска (а станция, к слову, является самой глубокой в уральской столице) вовремя поставить не удастся. Учитывая, что станцию планировалось открывать вместе со следующей за ней "Ботанической", руководство города встало перед нелёгким выбором – задерживать открытие обеих станций или открыть только одну.

Выбрали второй вариант, по видимости, на радость клаустрофобам – из-за сразу двух "призраков" перегон между "Геологической" и "Ботанической" в длину составил более четырёх километров, став одним из самых длинных среди отечественных подземок. На "Чкаловской" же временно соорудили временные лестницы, на случай ЧП, которые, к счастью, не пригодились.

Только в июле 2012 года станцию удалось полноценно открыть, сделав её самой "молодой" в Екатеринбургской подземке.

НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ "ЧКАЛОВСКУЮ" МОЖНО БЫЛО РАЗГЛЯДЕТЬ ТОЛЬКО МЕЛЬКОМ
НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ "ЧКАЛОВСКУЮ" МОЖНО БЫЛО РАЗГЛЯДЕТЬ ТОЛЬКО МЕЛЬКОМ

Новосибирск

Осторожно, двери не открываются

Свой "призрак" с недавних пор есть и в подземке столицы Сибири. Речь идёт о "Спортивной" –станции закрытого типа, то есть оборудованной специальными дверьми, отделяющими пассажирские перроны от путей. Между прочим, первой в стране, построенной не в Санкт-Петербурге и вообще единственной в России надземной станции такой конструкции.

Предполагалось, что "Спортивная" примет пассажиров ещё в октябре 2022 года, однако многочисленные события, связанные то с санкциями, то с несоответствием проектных документов итоговому результату, заставляют городские власти регулярно переносить открытие всё дальше и дальше.

Чиновники, к слову, уверяют, что технически станция уже готова и её открытие – вопрос оформления документов. Вот только сколько ещё оно продолжится – вопрос открытый. Сегодня расплывчато называют 2024 год, а поезда так и продолжают проезжать мимо одной из самых необычных станций в стране, скрытой за закрытыми дверьми.

БОЛЬШЕ ВСЕХ ОТКРЫТИЯ "СПОРТИВНОЙ" ЖДУТ ПОСЕТИТЕЛИ ЛДС "СИБИРЬ-АРЕНА" - МЕТРО СТАНЕТ САМЫМ УДОБНЫМ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ СПОСОБОМ ПРИЕЗЖАТЬ В ДНИ МАТЧЕЙ ХОККЕЙНОЙ КОМАНДЫ
БОЛЬШЕ ВСЕХ ОТКРЫТИЯ "СПОРТИВНОЙ" ЖДУТ ПОСЕТИТЕЛИ ЛДС "СИБИРЬ-АРЕНА" - МЕТРО СТАНЕТ САМЫМ УДОБНЫМ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ СПОСОБОМ ПРИЕЗЖАТЬ В ДНИ МАТЧЕЙ ХОККЕЙНОЙ КОМАНДЫ

Наземно-подземная

Впрочем, и без "Спортивной" в новосибирской подземке есть на что посмотреть. К примеру, станция "Речной вокзал", единственная в своём роде, которая умудряется находиться и под землёй, и над ней. Дело в том, что большая часть станции построена внутри холма, на котором даже проложена автомобильная дорога. Однако западная часть платформы нависает над тротуаром улицы "Большевистской", переходя в крытый эстакадный метромост (между прочим, самый длинный в мире).

Таким образом, чтобы попасть на платформу пассажирам приходится либо спускаться вниз, как в привычном наземном метро, либо подниматься наверх, как в надземных станциях.

"РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ" - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ НОВОСИБИРСКА
"РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ" - ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ НОВОСИБИРСКА

Рождённая обстоятельствами

"Гагаринская" считается одной из самых необычных и привлекающих внимание станций новосибирского метро. Притом, что в самой по себе станции нет ничего уникального – конструктивно это типовая станция, имеющая "сестёр" едва ли не в каждой подземке бывшего СССР. Однако запоминающейся её делает дизайн.

Выкрашенный в тёмно-синий цвет потолок, сложная конструкция с точечными светильниками, имитирующая звёздное небо, портреты первого в мире космонавта, в честь которого она и была названа (появились только в 2011 году) и, что сразу бросается в глаза, отделка из нержавеющей стали с полировкой, напоминающей рыбью чешую.

Именно этот странный рисунок отличает новосибирскую "Гагаринскую" от других "металлических" станций. Тем забавнее, что появился он из-за стечения обстоятельств – по проекту металл должен был быть гладким, отполированным до зеркального блеска. Однако, когда листы пришли на стройплощадку, они оказались с браком. Поскольку сроки поджимали, да и финансирование к тому моменту уже сильно урезали, строители придумали скрыть дефект таким вот образом.

ПОРТРЕТЫ ГАГАРИНА И СИНЯЯ ПОДСВЕТКА ПОЯВИЛИСЬ НА "ГАГАРИНСКОЙ" СПУСТЯ ПОЧТИ 20 ЛЕТ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ
ПОРТРЕТЫ ГАГАРИНА И СИНЯЯ ПОДСВЕТКА ПОЯВИЛИСЬ НА "ГАГАРИНСКОЙ" СПУСТЯ ПОЧТИ 20 ЛЕТ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ

Притворяется глубокой

Все станции новосибирского метро построены на небольшой, по меркам метрополитена, глубине и относятся к так называемому "мелкому заложению". Отличить такие очень просто – "глубокие" станции имеют очень характерную форму, состоящую словно из нескольких тоннелей, соединённых проходами, что можно узнать по сводчатым потолкам. На "мелких" же станциях потолки, как правило, ровные.

Однако, как "Геологическая" в Екатеринбурге притворяется "мелкой", так и станции "Сибирской" в Новосибирске строители постарались придать вид глубокой. Потолок над пассажирским перроном станции выполнен в виде свода, а с поверхности к нему ведут довольно длинные эскалаторы (станция и правда является наиболее глубокой в городе). Неудивительно, что многим пассажирам кажется, что она находится на солидной глубине, хотя на самом деле она лишь немногим "глубже" соседнего "Красного проспекта".

К слову, похожий трюк с иллюзией глубокой станции за счёт сводчатого потолка позднее повторили строители Самарского (на "Московской"), Казанского (на "Проспекте Победы") и Нижегородского (на "Горьковской") метро.

Волгоград

Вся система

Традиционно Волгоград не относят к городам России, где построено метро, хотя оно тут есть. Всё потому, что местная подземка относится к уникальному классу, аналогов которой в нашей стране пока нет – так называемый метротрам или подземный трамвай.

Как можно догадаться из названия, система представляет собой гибрид метро и трамвая, а появилась она благодаря советской бюрократии. Транспортные проблемы города на Волге стали очевидны ещё в 60-х, однако сам по себе город не дотягивал до формального требования для строительства полноценного метрополитена – в нём проживало менее миллиона жителей. Посему было принято решение построить трамвайную систему с элементами метро, которую позднее можно будет переделать в полноценную подземку.

Первый пусковой участок открыли в 1984 году. По большей части линия представляла собой обыкновенный наземный трамвай, однако в центральной части города рельсы "ныряют" под землю и проходят через станции "Площадь Ленина", "Комсомольская" и "Пионерская", построенные по стандартам метро. В 2011 году открыли ещё три подземных станции – "Профсоюзная", "ТЮЗ" и "Ельшанка". Главное отличие местного "метро" в том, что перроны на станциях очень низкие и рассчитаны на посадку в трамвай.

Само по себе зрелище, как из тоннеля метро вместо привычного синего поезда гордо выезжает трамвай, для многих является не менее захватывающим, чем потрясающие виды туристических достопримечательностей города.

К слову, в 2012 году журнал Forbes поставил Волгоградский скоростной трамвай (так официально называется транспортная система) на четвёртое место в списке "12 самых интересных трамвайных маршрутов мира".

Также стоит отметить, что именно в метротрамы было решено переделать частично построенные, но забуксовавшие из-за недостатка финансирования метрополитены Челябинска и Красноярска. Высока вероятность, что именно такая судьба ждёт и Омский метрополитен, однако его судьба всё ещё покрыта туманом.

ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА МУП "МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНС" (Г. ВОЛГОГРАД)
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА МУП "МЕТРОЭЛЕКТРОТРАНС" (Г. ВОЛГОГРАД)