Найти в Дзене
Рассольник

Почему ребенок ходит на цыпочках?

Оглавление

Ходит на цыпочках? Бегает от стенки к стенке? Крутит что-то в руках? Трясет веревочками? Хлопает в ладоши или делает "ручки-крылышки?

Все это называется - самостимулирование, стереотипия или стимы. Они выражается в многократном повторении одного и того же движения тела, которое не несёт в себе какого-либо смысла. Возможно, что вы сейчас подумали, что стимминг свойственен только детям с аутизмом. Но это не верно. Все люди "стимят" время от времени. Например, когда людям скучно, они могут начать стучать пальцами по столу, играть со своими волосами, курить, рисовать узоры в ежедневнике и т.д. Разница только в степени и частоте. В то время как любой человек может иметь привычку время от времени постукивать пальцами, то человек с РАС будет прыгать и кружиться по комнате (что куда больше бросается в глаза), и он это будет делать гораздо чаще.

Возникает вопрос, почему он это делает?

Многие аутичные люди говорят о том, что повторяющееся поведение помогает им. Например:

«Стимминг помогает мне почувствовать себя в настоящем моменте, когда я беспокоюсь или перегружена, но он также помогает мне выразить радость, восторг или интерес» - Шилдс

"Я думаю крутиться это хорошо и кататься по полу тоже. Самостимуляция и правда успокаивает нервную систему". Темпл Грандин (можно посмотреть это фрагмент по ссылке)

"Некоторые стимы просто забавляют меня. Другие помогают выплеснуть эмоции. Если я начал стиммиться, то остановиться просто невозможно. Некотопые стимы могут меня захватывать полностью". Идо Кедар (аудио про стимы можно послушать в телеграм канале Рассольник)

Так почему же?

Версия 1.

Научные доказательства говорят о том, что некоторые виды стимминга вовсе не являются редкими или необычными. Повторяющиеся движения выполняют важную роль в типичном развитии ребенка. Ранние повторяющиеся движения помогают младенцам овладеть движениями тела и способствуют переходу к целенаправленным движениям, например, к хватанию предметов и ползанию. В дальнейшем целенаправленные движения вытесняют повторяющиеся, но, возможно, вытесняют не полностью, говорит Джейсон Вольф, профессор психологии образования Университета Миннесоты, США.

Версия 2.

Особенности обработки сенсорной информации. Если сенсорные сигналы из окружающей среды не интегрируются правильным образом с двигательными сигналами, аутичному младенцу может быть сложно справиться с переходом от ранних повторяющихся движений к более сложным, целенаправленным движениям.

Когда маленький ребенок играет на качелях или кружится на одном месте, его мозг получает сенсорную обратную связь. Но в отличие от нейротипичного человека, который учится с помощью этой обратной связи, у аутичного человека эта информация теряется или неправильно интерпретируется. Это означает, что их чувства так и не становятся "откалиброванными", а стремление к получению сенсорных ощущений остается очень похожим на поведение младенца.

Стиммить или не стиммить? Вот в чем вопрос!

На первый взгляд, стимминг кажется глупой и бесполезной деятельностью (чаще даже раздражающей деятельностью). Но если почиатть и послушать чувтсва аутичных людей, то стимминг позволяет им чувствовать себя хорошо. Можно научиться откладывать стимминг, замещать, прерывать, переключать, но аутичный человек никогда не сможет полностью избавиться от этой потребности, для него это все равно, что полностью избавиться от чувства голода.

Стимминг – это больше, чем просто получение тактильной обратной связи. Все чувства человека нуждаются в калибровке. Например, все маленькие дети делают нечто похожее – сначала они просто гулят, потом повторяют чужие слова и фразы, потом говорят сами с собой. Когда ребенок более старшего возраста продолжает повторять одни и те же слова снова и снова или издает звуки – это просто попытка удовлетворить потребность организма в обратной связи. Таким же образом ваш ребенок может раскачивать или трясти различными предметами у себя перед глазами – это попытка откалибровать зрительное восприятие.

Лучшая аналогия, которую я прочитала на просторах интернета для стимминга – это дыхание. Вы можете думать о своем дыхании, вы можете контролировать вдохи и выдохи. Однако стоит вам сосредоточиться на чем-то другом, как вы начнете дышать абсолютно автоматически. Точно так же я могу сосредоточиться и прекратить стимминг, но как только я сосредоточу внимание на чем-то еще, мои руки начнут делать это снова, мне нужно думать о моих руках, чтобы остановить их.

Ошибочные мнения:

❌ самостимулирование = самоповреждение. Но это абсолютно разные вещи. При самоповреждении ребенок может ковырять болячки, расчесывает кожу до крови, отдирать мозоли, бить себя и т.д. И здесь нужно будет понять: он так делает, потому что получает удовольствие от самоповреждения или делает это автоматически, чтобы просто занять руки? И тогда Вам будет нужна помощь АВА специалиста.

❌ стимминг это только = проявление эмоций: радость, всплеск положительных эмоций от созерцания чего-то интересного.

❌стимить ребенку можно только дома! Т.к в общественных местах он всех раздражает

❌ стиминнг лечится БАДами, иппотерапией и уничтожением "паразитов" в кишечнике (ничего не имею против, если их все же можно уничтожить)

Что делать родителям?

1. Об этом отлично написано в журнале: Аутизм - это. Ссылка

2. Прочитать 2 книги: Идо в стране Аутизма, 10 вещей, о которых хотел бы рассказать Вам ребенок с аутизмом

3. Посмотреть 2 фильма: Темпл Грандин, Мозг Уго.

4. Подписаться на телеграм канал Рассольник

5. Послушать семинар: почему ребенок ходит на цыпочках?

Я для Вас сделала описание основных тем в данном семинаре:

Блок невролога
10:24 признаки патологии
14:26 случилась ходьба на цыпочках (идиопатическая ходьба)
16:00 цыпочки как стереотипия + ощущений сенсорные
18:00 чувства и нагрузки локально
19:50 цыпочки и ДЦП

Блок физиотерапевта
34:00 как влияют цыпочки на жизнь ребенка
35:52 как подготовиться к приему физиотерапевта?
39:42 примеры: как мы ходим
40:54 лечение
43:15 что тренировать? Упражнения
51:55 лайфак на обувь

Блок специалиста по сенсорной интеграции
54: 17 сенсорная диагностика. Почему появляются "цыпочки"?
55:50 причины цыпочек с точки зрения сенсорной интеграции
57:32 что делать, если ребенок ищет мышечно-суставные ощущения
01:02:00 трудности обработки вестибулярной информации и удержания равновесия
01:04:00 регуляция состояния
01:10:00 ответы на вопросы:
➖ нужно ли фиксировать стопу?
➖ девочка ходит 10 лет на носочках и держится за маму: что делать?
➖ могут ходунки или ползунки изменить процесс развития стопы?
➖ где можно купить пищалки на обувь? (ответ: ищите сами😹)
➖ если ребенок с РАС ходит на цыпочках, что делать? (ответ: прослушайте семинар)
➖ раньше не ходил, почему в 14 стал ходить?
➖ какие рефлексы в младенчестве могут вызвать такую ходьбу?
➖ ребенок при возбуждении/агрессии ходит на цыпочках. В обычной жизни ходит прямо

6. Перестать стыдиться своих детей!

С уважением, Алеся Соловьева