Яков Сегель познакомился с изнанкой кино ещё в тридцатые: когда ему было 13, он снялся в одной из главных ролей в приключенческой картине «Дети капитана Гранта». Но повзрослев,
Яков решил, что ему интереснее сниматься фильмы, а не сниматься в них.
Он окончил режиссёрский факультет ВГИКа и занялся режиссурой. Нередко Сегель писал и сценарии и сам же по ним снимал. Первой громкой работой, после которой о режиссёре заговорили, стала легендарная сегодня лента «Дом, в котором я живу» (1956), над которой Сегель работал под руководством опытного коллеги Льва Кулиджанова. А первая самостоятельная работа режиссёра, мелодрама «Прощайте, голуби», вышедшая в 1960, показала, что Сегель действительно может создавать замечательные фильмы (кстати, сценарий он написал сам). Ну а спустя несколько лет появилась ещё одна история, которую Яков Сегель вновь снял по собственному сценарию и которая произвела спорное впечатление на критиков и зрителей, - комедия с элементами фэнтези «Разбудите Мухина!».
Главную женскую роль Сегель сразу же отдал Лилиане Алешниковой, своей супруге. Другие режиссёры нечасто баловали актрису любопытными предложениями, поэтому большей частью она работала вместе с супругом. А вот на главную мужскую роль артиста пришлось поискать. Выбор пал на молодого актёра, публике совсем незнакомого, - Сергея Шакурова. Фактически роль спящего на лекции студента-вечерника стала дебютом Сергея в кино. И хотя по ряду причин сам фильм популярным не стал, Шакуров всё-таки запомнился.
На другие роли Сегель пригласил актёров уже знаменитых и любимых: Валентину Телегину, Ивана Рыжова, Михаила Глузского, Николая Рыбникова (и тут, кстати, у зрителя был редкий случай увидеть Рыбникова не в привычном для него образе образцового представителя рабочего класса, а в качестве героев с сомнительной репутацией).
По сюжету Мухин, днём работающий машинистом метро, засыпает на вечерней лекции в институте, и в снах переносится в разные эпохи и страны. Но, как это и бывает в снах, он постоянно видит одних и тех же людей, которые вместе с ним перескакивают из одного сна в другой и перевоплощаются в исторических личностей. И тут Яков Сегель проявил неожиданную тщательность:
воспроизводя обстановку Древнего Рима или 18 века, он подбирал и интерьеры, и костюмы, и аксессуары очень дотошно.
Любопытно, что впоследствии как раз это стало поводом для нападок критиков, говоривших, что в комедии, тем паче фантастической, нужна условность, ироничность, даже гротескность, но никак не предельная историческая точность, утяжеляющая картинку.
Кроме того, критики, посмотревшие «Разбудите Мухина!», ополчились и на юмор.
По сегодняшним меркам в комедии нет ничего такого уж вызывающего,
но в шестидесятые нашлось много тех, кто увидел в ней пошлость. «Соображающие на троих» римляне (в духе времени, разумеется, с амфорой, а не с бутылкой), сенатор, незаметно меняющий юную обольстительницу на столь же юного обольстителя, красавица на балу, которая едва познакомившись с кавалером, уже готова к поцелуям, - всё это вызвало реакцию неоднозначную и определённо не восторженную.
Итогом стало присвоение картине низкой прокатной категории, из-за чего она прошла лишь по заштатным кинотеатрам.
Гостелерадио, главный конкурент Госкино, тоже не решилось рекламировать раскритикованную ленту, поэтому судьба фильму Якова Сегеля досталась незавидная: многие годы о нём знали лишь специалисты и редкие зрители. Но его можно посмотреть без проблем и вновь убедиться, что меняется внешний мир, а вот люди и отношения между ними - почти константа, будь то Древний Рим, Средневековье или двадцать первый век.
А вам доводилось засыпать на лекциях?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296