Блестящий список султанов-неудачников продолжает юный и слишком рано умерший Осман Второй. Частично мы упоминали Османа в истории Мустафы Безумного, но всё же этот человек заслуживает отдельного выпуска.
Родился Осман в ноябре 1604-го года и стал первым сыном султана Ахмеда Первого, который взошёл на престол в тринадцать и считался самым юным отцом из султанов. На момент появления Османа Ахмеду было всего четырнадцать лет! Наследника юного султана назвали в честь величайшего предка, основателя династии, Османа Гази. Празднества затянулись на неделю и это объяснимо, ведь теперь был хоть какой-то наследник.
Буквально через несколько месяцев вторая наложница по имени Кёсем родила Ахмеду ещё одного сына, шехзаде Мехмеда, но Осман всё же считался основным претендентом на трон. С этого момента началась жесточайшая конкуренция между Кёсем и Махфируз, матерью Османа. В битве за внимание султана Кёсем победила, но она всячески старалась поддерживать хорошие отношения с шехзаде Османом. Предусмотрительная и дальновидная, она хорошо изучила Османа и понимала, что с главным претендентом на трон нужно дружить. Правда, это не уберегло позже её сына Мехмеда от казни по приказу Османа, ставшего султаном.
Историки отмечают, что Осман с детства был склонен к жестокости, его привлекала война и поначалу он очень сдружился с янычарами на этой почве. После ранней смерти султана Ахмеда Осман должен был наследовать отцу, но тут вступила в силу система «Акбар и Эршед», по которой власть переходила не к прямому потомку султана, а к старшему в роду. В свое время точно так получил трон и сам Ахмед Первый. Очень активно ратовала за этот подход набравшая силу Кёсем, потому что она точно знала – как только Осман сядет на трон, он избавится от её детей. А от слабоумного Мустафы можно было не ждать кровопролития. И всё же Осман получил власть совсем скоро.
Не прошло и трёх месяцев, как все поняли – Мустафа не может править. Недовольство просочилось в город, и янычары поспособствовали тому, чтобы место Мустафы занял Осман.
И началось. Слишком юный, горячий и недальновидный, Осман Второй пошёл вразнос. Сначала, правда, закончил османо-персидскую войну, которая шла ещё при его отце. Но потом по просьбе своего вассала, трансильванского князя, вступил в европейскую Тридцатилетнюю войну (1618-1648) на стороне антигабсбургского блока. А Речь Посполитая, сильное в те времена государство, было за Габсбургов. Посланная Османом армия была разбита поляками и султан, рассердившись, начал свою собственную войну, называемую Хотинской или османо-польской. Вы помните, да, что на момент начала этой войны ему было шестнадцать лет?
Осман лично возглавил армию, но перед походом приказал таки казнить своего брата Мехмеда (сына Кёсем). Так, на всякий случай. А то вдруг, пока он на войне, Высокая Порта назначит нового султана, ведь по возрасту они равны.
Битвы шли с переменным успехом, османская армия даже выиграла сражение при Цецоре (местность в Молдавии). Но после этой победы в польской армии произошли рокировки, к ней присоединились казаки и укрепленный Хотинский лагерь османам так и не сдался. Более того, османская армия понесла огромные потери. Несмотря на сентябрь, в тот обычно теплый регион пришла экстремально ранняя зима, начался голод, мор и падёж лошадей. Осман вынужден был заключить Хотинский мир, но Молдавия осталась под властью империи, что преподносилось в столице, как победа.
Султану Осману тогда реально не повезло с погодой. На земле наступил малый ледниковый период и больно ударил по экономике. Подвозить продукты к столице стало невозможно – ледоколов в те времена ещё не строили, а по замёрзшему Босфору обычные корабли не ходили. Всё это считалось дурным знамением, но юный султан прежде всего переживал военные неудачи. Он во всём обвинил янычар. Тех самых, что любили его и шли за ним куда угодно.
Когда за стены дворца просочились слухи, что Осман Генч собирается реформировать армию, то есть вместо рабов по системе «девширме» набирать свободных людей из Анатолии и прочих исконно османских земель, янычара напряглись. А когда султан собрался проехаться до Бурсы и, по слухам, брал с собой казну, янычарам стало ясно, что их собираются кинуть. Немалую роль в этой смуте играл Давут-паша, зять Халиме-султан, матери сидевшего в заточении сумасшедшего Мустафы.
На самом деле не только янычары были против юного султана. Независимый и протестующий, он пошёл в своих юношеских протестах слишком далеко. Когда-то его предок Мехмед Фатих , завоевавший Константинополь, принял закон, по которому султаны заводили детей только от женщин из гарема – чужеземных рабынь. В этом был смысл. Османская империя не нуждалась в новых землях, обычно идущих прицепом с дочкой какого-нибудь влиятельного анатолийского бея. Ведь в таком случае и этот бей, и прочая родня могла бы претендовать на большие куски власти, а подобное уже было угрозой государству.
И когда Осман Второй официально женился на свободной мусульманке, а потом ещё на одной, тоже местной и тоже свободной, а вдобавок собрался распустить гарем, придворные умы окончательно закипели и состряпали заговор.
В мае 1622-го года начался крупный янычарский мятеж. Не понимая серьезности всего происходящего, Осман приказал выгнать парламентёров и угрожал мятежникам расправой вместо того, чтобы выслушать. А потом стало поздно. Ворвавшиеся во дворец янычары нашли спрятавшегося испуганного султана, по пути изрубив в капусту великого визиря и главного евнуха, которые пытались их образумить и защитить Османа. Его нарядили в лохмотья и вывезли на улицу, чтобы показать всем. В это время другая часть восставших вызволила из Старого дворца Мустафу Безумного и вновь объявила его султаном.
Султана Османа Второго по прозвищу Генч казнили 20 мая 1622-го года. Ему было всего семнадцать лет.