Прочла сегодня новость на странице губернатора Подмосковья Андрея Воробьева в ВК: губернатор с командой слушали в Сенеже лекции Натальи Зубаревич и Александра Аузана. Идеи лекторов показались свежими, их собираются внедрять в жизнь.
Цитирую сообщение Андрея Воробьева: «По традиции в конце года собрались с командой, чтобы определить новые точки развития, поговорить в неформальной обстановке и отметить лучших. На этот раз мы на территории Мастерской управления «Сенеж», главная тема семинара «Трансформация» — поиск нового, умного и умение все это внедрять.
На теорию мы пригласили авторитетных учёных, чьи идеи, исследования по вопросам экономики представляют особый интерес для каждого руководителя. С лекциями выступили декан экономического факультета МГУ, доктор экономических наук Александр Аузан и профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, доктор географических наук Наталья Зубаревич.
Было важно услышать свежие идеи от коллег — тех, кто не является экспертом в конкретной отрасли, но может предложить принципиально новый подход в решении тех или иных задач. Услышал ряд предложений, которые нужно взять на дополнительную доработку: обсудили поправки в миграционную политику, регулирование строек и другую логику выбора объектов капитального или косметического ремонта, новые подходы к поиску кадров и более чуткий контроль работы общественного транспорта. По традиции много говорили о внедрении искусственного интеллекта в разных сферах.
Эти идеи мы обязательно проработаем, чтобы понять, как лучше внедрить их в нашу жизнь».
Если кто не знает, то автор теории четырех Россий Наталья Зубаревич в этой своей теории разделяет нашу страну на четыре части. Первая и вторая части состоят из городов-миллионников и средних индустриальных городов населением от 20 тысяч (моногорода) до четверти миллиона человек. Третья часть – малые города, поселки и деревни. Четвертая часть – национальные республики Кавказа и юга Сибири. Первая и вторая части – развитые территории России, третья и четвертая – отсталая провинция.
Московская область имеет на своей территории вторую и третью части России, согласно классификации Натальи Зубаревич.
Поскольку неизвестно, что говорила Наталья Зубаревич перед командой губернатора Подмосковья, я поискала другие ее свежие выступления на обозначенные губернатором темы.
Два месяца назад Наталья Зубаревич поделилась своими идеями с РБК. И вот что она сказала о миграционной политике, стройках, ремонтах и кадровой политике.
Цитирую интервью Натальи Зубаревич:
«Вторая Россия» — как средних индустриальных городов, так и не очень индустриальных — будет стареть дальше. Из нее продолжит уезжать молодежь, как и из «третьей России», периферийной — малых городов и села».
«[СВО и частичная мобилизация] отразятся на этих трендах как ускорители. Поскольку под мобилизацию чаще попадали жители «второй» и «третьей России», то доля молодых мужчин здесь будет сокращаться еще быстрее. Депопуляция ускорится, как и дефицит кадров».
«Если говорить не о крупных индустриальных городах, а о тех, что поменьше, с не очень диверсифицированной промышленностью, где есть крупный военный завод, то такие города сейчас, конечно, переживают расцвет. Но он закончится, потому что он обеспечен бюджетными деньгами. Как только денег станет меньше, подъем закончится. Это же не рынок, это гособоронзаказ. Это временное явление»
«[Существуют разнообразные программы развития малых территорий, небольших городов, сельской местности.] Это попытка благоустроить страшно запущенные средние и малые города и сельские территории. Эти программы по деньгам маленькие, они вряд ли существенно изменят состояние малых и средних городов, которых в России около 900. Хорошо, вот вы благоустроили центральную площадь. Но что у вас изменилось в образовании, здравоохранении, до которого не доедешь, потому что современного уровня медицинские услуги теперь можно получить только в областной больнице?»
«У нас сейчас основная проблема — это растущий дефицит кадров. Он будет с нами все 2020-е годы — такая возрастная пирамида сложилась. Дефицит кадров особенно силен для синих воротничков — как для простых рабочих, так и высококвалифицированных. Поэтому зарплаты растут и дальше будут расти, ими квалифицированные кадры переманивают с одного предприятия на другое».
«Есть классический путь, которым прошли все европейские страны. Сначала в растущую Германию и Францию ехали итальянцы с бедного юга, потом туда поехали турки, а потом Африка. У России в этом плане есть только один «резервуар» — Средняя Азия. Отчасти это поможет решить проблему с неквалифицированной рабочей силой. А вот как обеспечить себя квалифицированными работниками — это задача намного более сложная. У молодых людей часто нет мотивации обучаться техническим специальностям, они не рвутся идти работать на заводы. Идет конкуренция между различными секторами экономики, и пока сервисы выигрывают эту конкуренцию у промышленности. Совсем недавно вице-мэр Москвы Анастасия Ракова сообщила, что в этом году столичные школьники получили хорошие баллы на ЕГЭ по физике и математике. В регионах ситуация хуже: там заметна тенденция уменьшения числа сдающих ЕГЭ по физике, математике, химии».
Если выжать резюме из приведенных цитат Натальи Зубаревич, то оно таково:
- ремонты средних и малых городов жизни в них не улучшат,
- молодежь все равно уедет в мегаполисы,
- вся кадровая надежда – на мигрантов из Средней Азии,
- поскольку Наталья Зубаревич в связи с кадровой проблемой учителей даже не упомянула, то, видимо, положение учителей в расчет не берется, поскольку их зарплаты не растут и расти не обещают.
Как-то пессимистично, не находите?
Интересно будет узнать, как именно проработает правительство Подмосковья идеи Натальи Зубаревич и как внедрит их в нашу жизнь.
Кстати, в сегодняшней рассылке команды губернатора Подмосковья сообщается, что в ближайшие два года масштабное преображение ждет сразу восемь наукоградов Подмосковья, в числе которых и Дубна.
Что касается Натальи Зубаревич, то буквально несколько дней назад она дала интервью каналу RTVI, став гостем программы «Вы держитесь!». Вот что она сказала, отвечая на вопросы блица в самом начале этого интервью:
– Экономика Путина – это все еще рыночная экономика с растущей мобилизационной частью, финансируемой за счет невероятного роста расходов бюджета.
– Инфляция в России пока более, чем умеренная. Слушайте, я в 90-е года жила, я помню, там что было. Не кричите "Волки!", пока еще – детский сад.
– Импортозамещение по-русски: на что-то направлены очень серьезные усилия власти (то, что она считает критически важным), все остальное – в большой мере туфта, потому что идет параллельный импорт – там, где понятно, что если вы вложитесь, эффект масштаба не сработает, внутри страны вы не получите отдачи – ну, просто рынок небольшой. В критических технологиях, которые определяет власть, денег не считают.
– Государственный контроль цен: игры с отрыжкой советской, которые очень нравятся значимой части электората.Но переход к постоянному контролю невозможен, и экономические власти это прекрасно понимают.
– Главный итог 2023 года: (после паузы, вздыхая) еще один год всего ЭТОГО...
В июне 2022 года Наталья Зубаревич в интервью той же программе телеканала RTVI сказала об антироссийских санкциях за СВО, что западный мир не мог оставить ЭТО без реакции.
«(С грустью) Все, чем он располагает как инструментами, он использовал. А надеяться на то, что послезавтра все встанет, это глупость экономическая в полном виде. Да, экономика изменится. Это упрощение экономики. Это откат назад самых технологических отраслей – и в машиностроении (вагоностроение, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение), и в добыче сырья, потому что нет технологий во многом, оборудования тоже, и в нефтепереработке, нефтехимии, потому что очень много импортного оборудования. Сделают что-то, импортозаместят, но это дороже, нередко – хуже, и не все можно импортозаместить. Поэтому технологическая отсталость будет нарастать. Мир будет идти вперед, а мы будем пытаться заместить то, что уже сделано в других странах, то есть как бы продукцию вчерашнего дня...»
Ведущая тогда спросила: "Большое количество людей, которые эту спецоперацию поддерживают, они считают, что это месть за распад СССР, например. При этом они хотят социальной справедливости и вот эту идею поддерживают "отнять и поделить". Когда они поймут, что так не работает, что они просто не дождутся этого, что они будут делать? Наступит ли у них полное разочарование?"
Наталья Зубаревич тогда ответила:
«По тем оценкам социологическим, которые я читала, реальных таких имперцев процентов 15 – 20 населения. У нас очень сильный раскол в обществе. Еще процентов 15 – 20 тех, кто не принимает вот это решение. Все остальное – болото, которое просто закрывается от происходящего. Надо одобрить – одобрим. Вот отсюда эти 80 процентов. Но эти люди отстраняются от происходящего. Как дальше будет этот социальный разлом происходить, я не знаю. Но действительно в России очень немалая доля людей считают, что страна должна восстановить то, что она потеряла в начале 90-х. Мы не понимаем, чем закончится спецоперация, и мы не понимаем, в пользу какой из сторон. Поэтому я бы так сказала: болото останется всегда, оно будет адаптироваться к любой завершающей, финальной стадии. К любой».