Читательская безграмотность 😰 (функциональная безграмотность) - относительно новое понятие, которое обозначает такое состояние, когда человек не умеет получать информацию из письменного текста.
❗️Заметьте, читать такой человек умеет. Он честно прочитывает слова, строки, абзацы. Понимает большинство слов. Может даже их запомнить. Он зачастую легко повторяет только что прочитанные фразы.
🥺Вот только общий смысл прочитанного от него ускользает.
А теперь - внимание - на иллюстрации 👇 к статье представлена интересная статистика. Оказывается только за последние несколько лет уровень читательской грамотности в РФ снизился на 5 пунктов. И это при том, что такова общая тенденция во всем мире.
То есть измеряемые показатели читательской грамотности снижаются📉 везде, но в России - быстрее. Возможно потому, что держались дольше (хочется надеяться)...
Если 30 лет назад мы были самой читающей страной в мире, то сейчас - едва ли... Мало того, что наши подростки и молодые люди не читают художественную литературу. Они разучились читать и ту литературу 📖, которая нужна для обучения.
👉 Например, даю 11-классникам задание: "Прочитайте параграф ... и законспектируйте". Получаю 2 варианта выполнения.
✔️Старательные просто переписывают все по принципу "больше - не меньше".
✔️Ленивые выписывают некоторые предложения, выбранные случайным образом. Как правило, первые предложения некоторых абзацев.
😒На самом деле я уже перестала давать такие задания, поняв их бесполезность. Я сразу пишу вопросы, на которые они должны найти ответы в тексте. Справляются из группы в 25 человек примерно трое-четверо. В лучшем случае. Или никто.
Начинаются вопросы:
- А на первый вопрос нужно выписать вот это предложение?
- А где ответ на второй вопрос? Там такого не написано..
- А нужно переписать весь абзац или только первое предложение?
🥲 Хорошо, что хоть спрашивают... И ведь это не самые худшие дети. Нормальные семьи, не маргиналы. ОГЭ сдали.
То есть школа сочла их в достаточной мере 👨🎓обученными. ⚡️А они не могут в тексте объемом меньше страницы найти ответы на 3-4 вопроса и сформулировать их своими словами.
🌪 Вот где катастрофа.
Вы понимаете? Это люди будущего, потенциально не способные к какому-либо обучению. Потому что любое обучение - в первую очередь, "добыча" информации, ее систематизация и "присвоение". Без этого навыка просто невозможно ничему научиться, кроме простейших "ручных" операций.
Я это к чему? Развивать читательскую грамотность нужно не в 11 классе. И даже не в 9. По крайней мере - с 5 класса.
💥 С 10 января запускаю 2 мини-группы по формированию и развитию ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ:
👍 Для 5-6 класса - среда, суббота с 16:00.
👍 Для 7-8 класса - среда, суббота с 19:00.
Занятия проходят онлайн. Время указано московское. Урок длится 50 минут. Группы по 3-6 человек. Стоимость абонемента на 8 занятий 12000 рублей.