Найти тему
Родители, дайте почитать детям перед сложными экзаменами! Замечательное стихотворение Р. Деснос (перевод с французского И. Мазниной) позаимствовано мною из учебника "Русский язык" для 6 класса Г.Г. Граник. Далеко не все в нашей жизни складывается безоблачно. Не все получается так, как хотелось бы. И очень важно при этом не скатиться в самобичевание, не скатиться в "это я не такой / не такая". Так вот, словами черепахи: "Я умна и собою прекрасна!" Умна и прекрасна - даже если что-то не получилось.
1 неделю назад
Как готовиться к экзамену по литературе в гуманитарные классы школы 1535. ⠀ В Москве математических классов много, а вот хороших гуманитарных - по пальцам сосчитать. И 7 класс школы 1535 - один из них. Кроме общих экзаменов (русский язык, математика, английский язык), поступающие сдают литературу и историю. ⠀ Сегодня немного расскажу о литературе. И почему школьных уроков бывает недостаточно. ⠀ 💥 Экзамен не проверяет знание конкретных произведений. То есть, школьный курс, построенный на чтении и разборе под руководством учителя рассказа И.С. Тургенева "Муму" с последующим написание "правильного" сочинения "Образ Герасима" - не совсем то, что требуется для успешного поступления. ⠀ А что же нужно? ⠀ 🔸 Умение вдумчиво читать и анализировать художественный текст. Любой, а не изученный ранее. ⠀ 🔸 Анализировать - значит разглядеть, что именно хотел сказать автор и доказать это с опорой на прочитанный текст. ⠀ 🔸 Развитое критическое мышление, способность сформировать и аргументировать собственную позицию по прочитанному. ⠀ 🔸 Использовать при ответах на вопросы терминологию, показать знание теории литературы. ⠀ 🔸 Начитанность и общая эрудиция, умение провести параллели между предложенным для анализа текстом и другими произведениями, прочитанными самостоятельно, а также театральными постановками, музыкальными произведениями, живописными полотнами. ⠀ 🔸 Творческие способности, которые проявляются в умении написать связный текст красивым, богатым, правильным русским языком. А еще творческие способности - это увидеть героев с неожиданной стороны, создать яркие сравнения, метафоры и эпитеты. ⠀ Учат ли этому в школе? Хотелось бы ответить "ДА". Но, думаю, большинство не поверит. Поэтому писать дети не любят и не умеют. ⠀ Что делать? С чего начать? ⠀ Если ребенок в начальной школе - возьмите пособия Г.Г. Граник и О.В. Соболевой "Путешествие в страну книги". Можно и 5 классе по ним поработать. Эти пособия учат вдумчивому чтению. ⠀ Для более глубокой работы можно использовать и другие пособия Г.Г. Граник, написанные в соавторстве с С.М. Бондаренко и Л.А. Концевой, - "Как учить работать с книгой" и задачник-практикум "Литература" для 8-11 классов. Эти книги требуют, конечно, сначала глубокой проработки взрослым, в отличие от созданных для начальной школы пособий. Но они помогут и взрослому пересмотреть отношение к книге. ⠀ А если вы, родители, не готовы настолько глубоко погружаться в тему? Нет времени, сил, не хватает знаний? ⠀ У меня летом стартуют группы подготовки в 7 гуманитарные классы школы 1535. ❗️Важно! Я предлагаю подготовку по русскому языку и литературе сразу. На лето запланировано 7 недель занятий - с 16 июня по 1 августа. Заниматься будем по будням в первой половине дня 2 раза в неделю по 50 минут. Продолжим подготовку в сентябре 3 раза в неделю (2 рабочих дня + воскресенье). Занятия проходят в мини-группе (не более 6 человек). Стоимость одного занятия - 2000 рублей. Оплата абонементом за месяц. Запись в группу после входящей диагностики. PS. В эту же группу можно присоединиться тем, кто планирует поступление в школу "Интеллектуал" и в качестве экзамена "по выбору" планирует филологию.
1 неделю назад
В этом году в феврале творилось что-то ужасное 😱! Мне писали в WhatsApp, Телеграм, Vk. И мне, честное слово, очень хотелось всем помочь! Но... в сутках всего 24 часа. ⠀ Да и шансы реально подготовить ребенка к поступлению в сильную школу за полтора-два месяца невелики. Можно упорядочить знания, отработать формат, разобрать наиболее частые ошибки. Можно закрыть какие-то точечные пробелы, если в целом программа по предмету усвоена хорошо. ⠀ В следующем году режим работы будет другой. ⠀ 1) Группы, где требуется углубленная подготовка, начинают заниматься летом (с 16 июня по 1 августа) и продолжают с 8 сентября. ⠀ 2) Будет несколько групп, которые начинают заниматься 8 сентября. ⠀ 3) Будут дополнительные интенсивные группы с января. ⠀ Внимание! В работающие группы я учеников добавлять не буду (даже при наличии мест)! Опыт показывает, что записи уроков ученики все равно не смотрят - и у них остаются пробелы, которые в групповом формате проработать сложно (другие дети уже этот материал знают). ⠀ Открыт набор в мини-группы (до 6 человек) на июнь: ⠀ 🔸 Лицей ВШЭ (поступление в 8 класс) - русский язык + метапредметное тестирование + олимпиада "Ступени" - осталось 3 места. ⠀ 🔸 Лицей ВШЭ (поступление в 9 класс) - русский язык + метапредметное тестирование + олимпиада "Ступени" - осталось 5 мест. ⠀ 🔸 Летово (поступление в 7 класс) - контрольное тестирование + вступительный экзамен по русскому языку - осталось 5 мест. ⠀ 🔸 Школа 1535 (поступление в 7 ГУМ) - русский язык + литература - осталось 5 мест. ⠀ Возможно, будут и другие группы. Если интересует конкретная школа - пишите, спрашивайте. ⠀ Перед тем как взять ребенка в группу, я обязательно провожу предметную и педагогическую диагностику. Предметная диагностика определяет уровень знаний ребенка, а педагогическая - возможность и эффективность занятий в мини-группе. Также по результатам диагностики я даю рекомендацию по выбору школы, подсказываю альтернативные варианты.
2 недели назад
Поступление в 8 класс: четыре учебных заведения, в которые можно готовиться одновременно. ⠀ Один из самых частых вопросов родителей по поводу групп - "Это группа подготовки именно в ...?" Вместо точек подставьте любую школу, лицей, гимназию. И я отвечаю - нет. Но мне не все равно, в какую именно школу готовится ученик. Да, русский язык одинаковый во всех школах. И знание правил, грамотное письмо нужно везде. Но... ⠀ 🔥 Различается формат вступительных испытаний: я не буду объединять в одну группу детей, которым на вступительных испытаниях нужно будет писать диктант, с теми, кто "сдает" русский язык в форме теста. ⠀ 🔥 В некоторые школы предусмотрено написание эссе, сочинения, развернутых ответов на вопросы. В другие же такого задания нет. И при подготовке я не учу писать сочинения, если это не входит в программу вступительного испытания. ⠀ 🔥 Разный уровень сложности: в одни школы требуется базовая грамотность, в другие - углубленный, а то и олимпиадный формат. ⠀ С другой стороны, ограничить подготовку только одной школой - значит лишить детей альтернатив, запасных вариантов. Ведь большинство ребят подают документы сразу в несколько школ. ⠀ Поэтому я тщательно анализирую программы вступительных испытаний и подбираю школы, в которые можно готовиться одновременно, не снижая качества. ⠀ Например, в 8 класс можно готовиться к поступлению школу Летово. Но ведь мы понимаем, что при таком конкурсе (больше 200 человек на место) шансы на поступление зависят не только от качества подготовки. Так что, помимо Летово, мы готовимся еще в гимназию им. Е.М. Примакова, в университетскую гимназию МГУ, а также в экономический лицей РЭУ им. Г.В. Плеханова. ⠀ Почему именно туда? ⠀ 👉 Во все эти школы требуются прочные знания школьной программы, а сам экзамен включает тестовые задания, задания с кратким ответом. ⠀ 👉 Во всех школах нужно уметь работать с текстом. ⠀ 👉 Во всех школах нужна развитая письменная речь (написание письменных ответов на вопросы, эссе, сочинения). ⠀ А вот у лицея ВШЭ требования другие. Поэтому и группа другая. Я о ней писала вот здесь - https://t.me/irinarusskiy/263 ⠀ Можно ли в эту группу тем, кто готовится в другие школы и лицеи? Спрашивайте! Посмотрим требования - и решим, насколько эффективной будет такая подготовка. ⠀ ⚡️ Напоминаю, что группы на следующий учебный год уже формируются. И в этой группе занятия начинаются уже в июне.
3 недели назад
Ой, а я что придумала 💥! 13 марта уже стартуют вступительные испытания в лицей ВШЭ. В этот день поступающие в 8 и 9 класс пишут русский язык и метапредметное тестирование. ⠀ Меня постоянно спрашивают про метапредметное тестирование - выяснилось, что найти педагога, который к нему готовит, очень сложно. Но мне приходится отказывать - уже некуда взять новых учеников. Поэтому 22 февраля и 1 марта я решила провести групповые консультации по метапредметному тестированию. ⠀ Как будет проходить консультация? ⠀ ✅ В 18:00 мы подключаемся в zoom. Я кратко рассказываю о заданиях: формат, способы решения, типичные ошибки, ловушки. ✅ Дети получают мой авторский вариант теста, составленный в соответствии со спецификацией лицея. Мы выходим из zoom на 60 минут (столько времени дается в лицее на этот экзамен. ⠀ ✅ Снова собираемся в zoom. Я разбираю все задания: не просто даю правильные ответы, а объясняю, почему они правильные, отвечаю на вопросы. ⠀ Таким образом, общее время консультации - примерно 2 часа. Стоимость участия в одной консультации - 2500 рублей. ⠀ Можно ли участвовать 2 раза? Можно - задания будут разные 😁. А тренировка лишней не бывает!
1 месяц назад
Разбор демоверсии для поступающих в 7 класс школы 1535: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
1 месяц назад
Поступление в 7 класс школы 1535: что должен знать будущий гуманитарий. ⠀ Речь идет о поступлении в 7 класс с ранней гуманитарной профилизацией. Поступающие на этот профиль, помимо базовой математики и английского языка, сдают углубленный русский, а также комплексный экзамен по истории и литературе. ⠀ Что такое углубленный русский язык? ⠀ 👉 Первое отличие от "базового" испытания, которое предлагается поступающим на математический и естественнонаучный профили, - задания на содержательный анализ текста. Задания достаточно стандартные: выбрать утверждения, соответствующие содержанию предложенного отрывка и найти подходящее место для фразы. Задания несложные, особенно для детей, которые выбирают гуманитарный профиль. Это ведь дети, как минимум, читающие, правда? ⠀ 👉 Задание по фонетике, которого тоже нет в базовом экзамене. Как правило, дети фонетику помнят неплохо, ошибки - только по невнимательности. ⠀ 👉 Словообразовательный анализ слова. Вот здесь уже интересно - школьники обычно знают приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способ. И то почти всегда выбирают приставочно-суффиксальный - и неправильно. В демоверсии представлен бессуффиксный способ,  а ведь есть еще нулевая суффиксация, переход из одной части речи в другую, сложение. Дети часто путают сложение с суффиксальным способом, а про субстантивацию многие не слышали. ⠀ 👉 Задание по морфологии требует хорошего знания частей речи и их морфологических признаков, разрядов. ⠀ 👉 Для выполнения заданий по орфографии нужно не просто вставить пропущенную букву. Нужно точно знать, какое правило применить, в какой части слова пропущенная буква, каковы условия написания. ⠀ 👉 Аналогично задание по пунктуации - тоже не просто поставить знаки, но и выбрать объяснение. И, хочу сказать, предложения предлагаются далеко не простые. Особенно часто проблемы с анализом структуры предложения возникают именно у гуманитариев. ⠀ 👉 Последняя группа заданий - морфологические, синтаксические и лексические нормы. Для многих самое сложное задание - ведь здесь невозможно выучить правило. Нужен хороший словарный запас, который нарабатывается долго. Конечно, мы и с этим работаем. И если дети пришли летом - они успевают отработать большинство тем. ⠀ ❗️А теперь о вступительном испытании по литературе. ⠀ Если вы думаете, что нужно прочитать и хорошо знать произведения, которые "проходят" с 1 по 6 класс - вы ошибаетесь. Можно вообще ничего не читать по школьной программе - и вполне успешно это испытание пройти. Настоящий подарок тем ребятам, которые любят читать, но терпеть не могут обязательное школьное чтение! ⠀ Здесь от школьников требуется, скорее, общая начитанность или даже "насмотренность", ведь примеры можно приводить не только из прочитанных книг, но и из других произведений искусства - кино, театра, живописи. ⠀ Зато нужно хорошо знать теорию литературы, уметь анализировать произведение - "считывать" основную мысль, авторскую позицию, разбираться в изобразительно-выразительных средствах, давать характеристику героям. Нужно видеть исторический контекст произведения, поднимаемые в нем нравственные проблемы. ⠀ И главное - писать грамотным, богатым русским языком, красиво и четко оформляя мысли. ⠀ А теперь ответьте на вопрос: в вашей школе учат детей писать такие сочинения? Подозреваю ответ 😫. Как правило, учат писать по шаблону для ОГЭ, где "слово влево, слово вправо - расстрел". И то - не в 5-6 классе, позже. Поэтому дети не умеют и не любят писать сочинения. ⠀ Так что здесь часто приходится начинать даже не с 0 - с минуса. Сначала преодолевать негатив и показывать, что на самом деле читать - интересно, а писать - легко. ⠀ 😘 Ну а тех, кто планирует поступать в следующем году в классы с ранней гуманитарной профилизацией школы 1535 приглашаю начинать занятия летом, когда есть время читать, писать - и получать удовольствие от процесса. PS. Кстати, у себя в телеграм я начинаю публиковать видеоразборы заданий из этой демоверсии, заходите 😉!
1 месяц назад
На курсах при лицее ВШЭ ... не готовят к поступлению в лицей
Неожиданно, правда? А кто обещал, что будут готовить? Но для некоторых родителей и детей это становится неожиданным и неприятным открытием. А ведь, и правда, нигде не написано, что занятия на курсах ФДП (Факультета довузовской подготовки) - это подготовка к вступительному экзамену в лицей. А к чему же готовят? Если внимательно посмотреть на пособия и программу курсов по русскому языку, то готовят ... к ОГЭ. Да, и в 7, и в 8 классе. Изучают темы, которые потом понадобятся, чтобы успешно сдать ОГЭ...
1 месяц назад
Планируем поступление в лицей ВШЭ на 2026 год
Итак, до вступительных испытаний в лицей осталось немногим больше месяца. И традиционные вопросы: "Вы нас возьмете?", "Мы успеем?" ⠀Вот что ответить? Да, есть пара мест в группах, куда еще можно присоединиться. Успеем ли? Я-то дать успею. А вот что ребенок успеет взять? Зависит от многих факторов: ⠀🔸 уровня подготовки, ⠀🔸 скорости восприятия, ⠀🔸 памяти, ⠀🔸 загруженности по другим предметам. ⠀И да, опыт показывает, что получится не у всех. Ну невозможно за месяц "впихнуть" в ребенка программу 7-8-9 классов, если стартовый уровень низкий...
1 месяц назад
Я - гений 😂!
Может, и нескромно, но именно такая мысль меня "прострелила", когда я открыла новую демоверсию мартовского экзамена по русскому языку в Летово (7 класс). ⠀Дело в том, что все предыдущие годы задание по синтаксису было на сопоставление предложений и схем. То есть дети должны были подобрать схемы, соответствующие предложениям, из предложенного списка. ⠀Когда мы с ребятами тренировались, мы выполняли несколько видов заданий: ⠀🔸 подбирали схемы к готовым предложениям, ⠀🔸 составляли предложения по предложенным...
1 месяц назад
⚠️ Русский язык в 8 класс лицея ВШЭ - изменения. ⠀ Как я и предполагала, в этом году демоверсия немного изменилась. ⠀ ℹ️ Ожидаемо из нее убрали задание, проверяющее читательскую грамотность - теперь она проверяется на метапредметном испытании. ⠀ ℹ️ Убрали у поступающих в 8 класс задание на логику, а жаль - интересное было... ⠀ ℹ️ Зато теперь много грамматики: и 9, и 10 задание - на поиск грамматических ошибок. Только в 9 задании надо найти морфологические ошибки, а в 10 - синтаксические. ⠀ Сложнее или легче стал тест? ⠀ Я бы сказала - сложнее. Потому что в прошлом году мы и так готовились к метапредметному испытанию, а значит, задание 9 тоже было отработано. А теперь нужно еще грамматические нормы все учить - дети их знают откровенно плохо. Ведь в школе фокус внимание сосредоточен на орфографии и пунктуации. ⠀ Большинство при виде задания "найдите грамматическую ошибку" начинает искать "неправильную" букву 😢. ⠀ 💥 Но грамматическая ошибка - это не неправильная буква, а неправильная форма слова или неправильно построенное предложение. ⠀ Например, традиционно сложно детям дается образование падежных форм числительных: попробуйте произнести вслух: "Нам не хватило 579 рублей". А теперь проверьте себя: "Пятисот семидесяти девяти". Вот это и есть морфологические нормы. ⠀ 😁 Есть и хорошая новость - из 2 задания убрали этимологию. То есть теперь ребятам не придется угадывать исторически родственные слова. ⠀ И еще одна хорошая новость 👍 - я решила "приоткрыть" группу по средам и пятницам в 19:00. Туда еще могу взять пару человек.
1 месяц назад
Что такое "метапредметная грамотность" 🙄 и зачем ее проверяют при поступлении в топ-школы? ⠀ А ведь и правда, проверяют 💯. ⠀ ✅ Например, для поступающих в 8 и 9 класс лицея Высшей школы экономики метапредметная грамотность - это отдельный экзамен наравне с русским языком, математикой и английским языком. ⠀ ✅ В очень популярной школе "Интеллектуал" первый этап вступительных испытаний для будущих 5-классников - экзамен по русскому языку и читательской грамотности, а на втором этапе (предметы по выбор) дети часто пишут филологию, где большая часть заданий - на понимание текста. ⠀ ✅ Школа 1535: поступающие в 7 классы с естественнонаучной направленностью проходят испытания по метапредметной грамотности. ⠀ ✅ Во многие школы задания по читательской грамотности включают в качестве одного или нескольких заданий в экзамены по русскому языку. ⠀ ✅ А в Летово, например, задания на понимание текста и умение его анализировать - в экзамене по ... математике 😱. ⠀ ⁉️ Что же это за метапредметная грамотность? Чем она отличается от читательской грамотности? И почему ей уделяют столько внимания? ⠀ Давайте по порядку. ⠀ 🌟 Метапредметная грамотность - это умение воспринимать и анализировать информацию, представленную в разных формах - в виде текста, графика, таблицы, схемы. Соответственно, этим она и отличается от читательской грамотности, которая нужна только для работы с письменным текстом. ⠀ Метапредметной грамотностью этот навык называется потому, что не относится к какой-то одной предметной области. Он нужен для освоения любого учебного предмета, даже физкультуры 😉. ⠀ Почему об этом навыке сейчас так беспокоятся? ⠀ Количество информации в мире растет лавинообразно 🤯. И знания устаревают очень быстро. Поэтому, овладев основами какой-либо науки, далее наши дети будут вынуждены самостоятельно обучаться все новому и новому в выбранной области. А ведь метапредметная грамотность - основа успешного самообучения, ❗️важнейший навык, без которого невозможен ни современный ученик, ни современный специалист. ⠀ Ну и, наконец, а кто должен учить этой самой "метапредметной грамотности"? Какой учитель? В идеале - все учителя по всем предметам 🔥. ⠀ Но что делать, если с чтением и пониманием прочитанного у ребенка - беда. Если ребенок не умеет анализировать схемы? ⠀ 👍 Я как учитель русского языка беру ответственность за это на себя. В этом году у меня занимаются две группы по метапредметной грамотности. А со следующего года я добавляю подготовку к метапредметным испытаниям в программу занятий групп по русскому языку. ⠀ Так что, если ваш ребенок планирует в следующем году поступление в одну из школ, где включены экзамены по метапредметной и читательской грамотности - подписывайтесь и следите, формировать группы я начинаю в мае, а летом мы уже занимаемся. ⠀ PS. 🤷‍♀️ Сразу отвечу на вопрос, который наверняка все равно зададут. В этом году, к сожалению, уже никого не смогу взять - расписание заполнено 😢.
2 месяца назад