25 декабря 2023 года Росреестру исполнилось 15 лет. С этой службой знакомы все граждане, у кого есть недвижимость, хотя бы один раз ее покупал или продавал. О том, как за эти годы изменился процесс ее оформления, рассказала и.о. руководителя Управления Росреестра по Астраханской области Татьяна Гук.
Ежегодно Управлением Росреестра по Астраханской области совершается порядка 350-400 тысяч регистрационных действий по государственной регистрации прав, государственному кадастровому учету и единой процедуре. В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения примерно об 1 миллионе объектов недвижимости, расположенных в Астраханской области, а также данные об их правообладателях.
За время существования ведомство претерпело многие изменения и реорганизации, прошло большой путь трансформации, выводя качество предоставления государственных услуг на новый, более высокий уровень.
«Росреестр делает все возможное, чтобы оформление недвижимости шло в ногу со временем: сокращает сроки, внедряет цифровые сервисы, использует новейшие технологии», — отметила в своем выступлении и.о. руководителя Управления Росреестра по Астраханской области Татьяна Гук.
Так, одним из важнейших условий, упрощающих процедуру оформления недвижимости, является сокращение сроков государственной регистрации прав. За 15 лет в 15 раз сократились сроки регистрации документов: с месяца до одного-двух дней. В части электронной регистрации ипотеки – до 24 часов.
Сокращению сроков учетно-регистрационных действий с недвижимостью способствовал проект Росреестра «Стоп – бумага», реализованный на всей территории Российский Федерации, благодаря которому упростился процесс передачи документов, принятых в МФЦ, на осуществление государственного кадастрового учета и регистрацию прав.
На сегодняшний день услуги Росреестра можно получить всеми возможными способами: лично – в офисах МФЦ, в электронном виде на сайте Росреестра или на портале Госуслуг. Стоит отметить, что доля услуг, предоставляемых в электронном виде постоянно растет. В 2023 году порядка половины заявлений (46,5%) поступило в региональное ведомство в электронном виде.
Также благодаря развитию электронных сервисов существует экстерриториальный прием документов - получение услуг Росреестра осуществляется без привязки к месту и времени подачи. То есть обратиться за услугами Росреестра можно лично в МФЦ, или через сайт Росреестра в любое удобное время, где бы не находился заявитель.
За прошедшее время при участии Росреестра разработаны и приняты 62 федеральных закона, упрощающих оформление прав на недвижимость, направленных на решение конкретных задач граждан, органов власти и бизнеса.
Пожалуй, самыми главными, социально значимыми событиями можно считать реализацию «гаражной амнистии», закон о защите персональных данных собственников недвижимости, реализацию национальной системы пространственных данных.
Приоритетной задачей на сегодняшний день остается создание полного и точного реестра недвижимости. Для этого ведется огромная совместная работа с госорганами и муниципалитетами. Также ведется работа по увеличению доли электронных услуг и упрощению процедуры оформления недвижимости.