Найти тему
Открытый Город

Лист аканта в архитектуре Петербурга

Одним из наиболее часто встречающихся мотивов в эпоху классицизма были листы аканта, который ещё называется «медвежьей лапой».

По античной легенде, рассказанной римским архитектором Витрувием, лист аканта пришёл в архитектуру случайно. Греческий скульптор и ювелир Каллимах искал новые формы для капителей, венчающих колонны. Однажды он увидел на могиле коринфской девушки корзину, стоящую над корнем аканта, который весной пустил листья. Растение, придавленное тяжестью корзины, не могло расти вверх. Поэтому листья изгибались вокруг корзины и создавали завитки. Каллимах сделал по их образцу капители коринфских колонн, более нарядные, чем модели дорического и ионического ордера.

Лист аканта завоевал популярность среди архитекторов Возрождения и барокко, а потом стал важной чертой классицизма. Облик акантового листа менялся, то подражая его естественному рисунку, то приобретая стилизованную форму.

Есть версия, что старейшие сохранившиеся петербургские аканты украшают одну из пилястр у входа в Меншиковский дворец. Этот декор времён петровского барокко практически незаметен для прохожих, и силуэт едва угадывается, поскольку очень упрощён.

Михийловский театр, где элемент видно лучше
Михийловский театр, где элемент видно лучше

Тёмные листья аканта используются в капителях колонн Казанского и Исаакиевского соборов. А в белой лепнине — в Михайловском дворце и Александринском театре.

Колонны Казанского собора
Колонны Казанского собора

Немало и примеров «советского классицизма» с листьями аканта, которые скопированы с классических образцов. Например, на Троицкой площади, 3 и на примыкающем к нему соседнем доме.

Колонны дома на Троицкой площади
Колонны дома на Троицкой площади

В декоре более поздних зданий листья аканта украшают не только капители колонн. Самостоятельные украшения используются в основаниях эркеров, выполняют роль небольших декоративных кронштейнов или высекается из гранита как настенные орнаменты.

Автор: Анастасия Котельникова, собрала коллекцию книг о Петербурге и заглянула во все открытые дворы-колодцы.