Давайте вспомним прошлогоднюю выставку ПОЕХАЛИ, где демонстрировались Автодома, Кемперы и Караваны.
Тут хотелось бы сделать отступление по поводу терминов.
Поскольку тематика автодомов в нашей стране стала развиваться не так давно, то устоявшихся терминов нет. У нас автодомом можно назвать и УАЗ Буханку с диваном, и специально построенный для долговременного проживания автомобиль, и даже просто жилой прицеп. В принципе в этом ничего плохого нет, хотя все-таки стоило бы разделить понятия на АВТОдом, т.е. у тех, где присутствует автомобильная составляющая и прицепы, где нет ни двигателя, ни кабины.
Я буду придерживаться правила называть:
Автодом - та конструкция, где присутствует автомобиль;
Караван (жилой прицеп или прицеп-дача) - жилой прицеп на колесах;
Жилой модуль - съемный модуль, который крепится в кузов пикапа или ставится на грузовую платформу грузовика.
На выставке больше всего было караванов. Именно они сейчас наиболее популярны, поскольку не привязаны к конкретному автомобилю. К тому же развитие сервисов аренды напрямую влияет на увеличение именно этого сегмента рынка.
Караван из Екатеринбурга Canopus
Довольно внушительных размеров - внутри можно стоять в полный рост. Рассчитан на проживание 4 человек. Кухня, душ, туалет всё в наличии.
Есть подробное описание этого каравана на Дзен.
Караван Свобода
Относится к самому малому классу жилых прицепов - прицепы "капля" (teardrop). Есть минимум удобств: спальня, кухня, отопление, водопровод, электричество. Душ и туалет в такой прицеп не поместятся :-(
Зато если вы не являетесь поклонником одноразовых вещей, то прицеп Свобода - это то, что вам нужно. Поскольку конструктив прицепа полностью сделан из алюминия. Он будет служить долго, да еще и вашим детям останется :-)
Описание прицепа есть на Дзен.
На выставке была представлена новая модель каравана "Свобода", у неё тоже алюминиевый каркас, но значительно больше места за счет увеличенной длины и подъемной крыши.
Караван TRAVEL CAMPER
Типичный представитель прицепов из фанеры. В качестве основы используется стандартная (оцинкованная) рама прицепа, на ней смонтирован каркас из влагостойкой фанеры, который армирован стекловолокном. Внутри есть спальня на 2 взрослых (можно заказать дополнительную полку на ребенка).
Снаружи расположена кухня, есть подача воды из 40 литрового бака, есть освещение.
Караван Grasshopper OFF ROAD
Переводится как "кузнечик для вне дорог". Внешне похож на прицепы-капля, но сделан совершенно иначе. Конструкция прицепа представляет из себя бескаркасный монокок. Его не собирают, а "отливают" на производстве.
Стены, пол, потолок являют из себя сэндвич, где в качестве основного материала используется экструдированный пенополистирол.
По габаритам он намного больше чем "капля", к тому же в нем есть душ и туалет, что делает его весьма комфортным.
Описание прицепа есть на канале Дзен.
Правда, как и у всякого преимущества, есть у комфортного прицепа и недостаток - это цена. Она раза в три-четыре больше чем цена прицепов "капель". Чтобы как-то минимизировать разрыв, компания Grasshopper OFF ROAD впустила прицепы меньшего размера, где душ и туалет будут выносными - на улице.
Кстати, кто хочет совсем дешевые варианты караванов, то присмотритесь к продукции завода "Исток" из Красногорска. Они давно выпускают эдакие "заготовки" под жилые прицепы, по сути "коробки". Многие компании закупают у них продукцию, чтобы потом строить свои "навороченные" караваны.
Прицепы Исток
Одна из самых дешёвых моделей - прицеп "Автодом-Мото". Он предназначен для перевозки мотоциклов и квадроциклов. Но внутри есть складной столик, складные стулья. Так что можно привезти технику, а потом посидеть внутри прицепа за чашкой "чая".
Вот, кстати, пример использования продукции завода "Исток" для строительства своего каравана:
Мини-кемпер Expert Trial
Производят эти караваны в Москве. Отличается тем, что интерьер имеет модульную конструкцию (защищенную патентом). Модульность состоит в том, что мебель внутри салона можно переставлять, а можно вообще вытащить наружу, например для организации летней кухни или "посиделок у костра".
BASK ARCTIC 8
Палатка BASK ARCTIC 8 никакого отношения к автодомам не имеет, хотя к кемпингам запросто. Но только к самым экстремальным.
Палатка производится под заказ, она разработана для временного, но стационарного проживания в условиях Арктики до 12 человек на раскладушках.
Палатка рассчитана на отапливание печью капельного типа, мощностью не менее 6 кВт.; тогда внутри палатки будет комфортные +18С при температуре наружного воздуха – 40С.
Палатка на крышу автомобиля превращает ваш обычный седан/кроссовер/внедорожник в автодом. (Ну почти превращает :-) )
Во всяком случае в такой палатке можно комфортно переночевать, а главное она практически мгновенно ставится и собирается!
Не менее актуальны для кемпингов и путешественников различные туристические и внедорожные аксессуары. РИФ и Автовентури как раз может их продать в любом количестве.
KARSO Caravans
Вот и дошли мы до самых интересных караванов.
KARSO caravans производят в Санкт-Петербурге. Меня они поразили качеством изготовления, при том, что цена такая же как у караванов с намного более дешевой отделкой.
Младшая модель KS29, её цена начинается от 899 тысяч рублей. При длине прицепа 2900 мм., тут уместился душ, туалет, кухня, гостиная с двумя шкафчиками и спальня на двух взрослых и одного ребенка.
Средняя модель KS36 почти на метр длиннее.
Она уже рассчитана на 4-х человек. Тут санузел больше, запасов воды больше, да и вообще места больше чем в KS29.
Правда в "заветные" 750 кг. прицеп уже не укладывается. Для его эксплуатации потребуется чтобы у вас была категория прав "BE".
Автодом Citroen Voyage
А вот это уже целый автодом!
Он построен на базе грузопассажирского фургона Citroen Jumper. Душ, туалет, кухня, спальня - всё в наличии!
Описание этого автодома есть на Дзен.
Караван Niewiadow N-126
А это, наверное, самый лучший из компактных караванов, польский Niewiadow N-126.
Внутри три полноценных спальных места , кухня, шкафчики, в некоторых моделях есть душ и туалет. Но главное, что литой стеклопластиковый кузов оказался удивительно живучим. Многие караваны которым 30-40 лет и сейчас выглядят как будто их сделали год назад. Эти модели пользуются хорошим спросом на вторичном рынке.
Обзор прицепа не Дзен.
Самый демократичный караван-жилой модуль назывался "ПАПАШИ в деле"
MrBulatov из Набережных Челнов построил его самостоятельно, на основе прицепа МЗСА. Он затратил на это дело 214,5 человеко-часов (строгий подсчет) и 140 тысяч рублей, которые были потрачены на материалы.
Жилой модуль в пикап превращает "фермерский грузовичок" в автодом, особенно если это продукция от ижевской компании "ОРМО".
"ОРМО" делает как стандартные модули, так и может изготовить нестандартный модуль "под заказ".
Жилые модули ОРМО
Модули имеют подъемную крышу, так что внутри, в задней части, можно встать в полный рост.
Благодаря огромному размеру кузова полноразмерного пикапа в самом большом модуле уместилась спальня, кухня, душ и туалет.
В более скромном варианте стандартного пикапа душ и туалет уже разместить проблематично, их предполагается делать выносными.
Вообще у компании ОРМО много готовых работ начиная от бюджетных заканчивая очень дорогими.
С таким-то модулем, с таким-то комфортом конечно же одно удовольствие скататься в Магадан! А вы попробуйте на обычном желтом школьном автобусе КАВЗ, вот тогда поймете разницу :-)
Караван FamilyCampers
Вообще то FamilyCampers это не только производство караванов, а ещё их аренда.
Такого вот плана четырехместный караван, с душем, туалетом, кухней, холодильником, автономным отопителем и солнечной батареей будет стоить порядка 4000 рублей в сутки.
Это хорошо, что караванов, кемперов, жилых модулей у нас становится все больше и больше. Чем больше выбор, тем больше вероятность, что вы подберете модель именно "для себя", и при этом не заплатите неё как за эксклюзивный вариант "ручной сборки".
(Ну и как обычно, все отчеты можно найти на УАЗбуке)