– Тормози! — Не тормозимся! Юз! — Переложить реверс! — Хвост оторвёт!
Когда в 1979 году режиссёр Александр Митта сдавал свой «Экипаж» министру гражданской авиации СССР, то успокоил переполнявшее высокого судью возмущение одной-единственной фразой: «Товарищ министр, это ж сказка!»
Не спешите обвинять меня в оффтопике. Именно из авиации автомобили унаследовали одно из полезнейших технических решений — антиблокировочную систему тормозов. В нашей авиации её называют противоюзным устройством. Примечательно, что весь автомобильный мир принял систему под немецкой аббревиатурой ABS. Это сокращение от Anti-Blockier System. Название придумали в фирме Bosch после того, как приобрели патент 1971 года у FIAT, автором которого являлся Марио Палаццетти по прозвищу «мистер антиблокировочная система». Оскорблённые англичане быстро сообразили, как расшифровывать ABS на свой лад: Anti-lock Braking System. Так порой решаются острые вопросы приоритета. Путь к АБС, ПБС, системам динамической стабилизации, контролю за вектором рыскания будет долгим.
Машины становились тяжелее и быстрее, мало было развивать на тормозах достаточное усилие, следовало научиться разумно использовать его. Неравномерное усилие на левом и правом колесах грозило заносом. Поэтому в начале ХХ века напридумывали кучу всевозможных механических уравнивателей (компенсаторов) усилия. Они сделались ещё сложнее, когда тормоза появились на всех колёсах. Были даже такие, что напоминали по устройству дифференциал.
Главный конструктор машин Isotta-Fraschini Джюстино Каттанео бился над тем, как при поворачивании автомобиля избежать блокирования тормоза переднего внутреннего колеса. Рамное шасси обладало значительной податливостью в поперечной плоскости (скручиванием). В скоростном повороте сугубо из-за несогласования кинематики (из-за смещения тяг тормозного привода) даже без участия водителя колодки могли зажать тормоз переднего внутреннего колеса, что грозило кюветом. Риск этого инженер Каттанео исключил, встроив вал тормозного привода в прямо в балку передней оси.
Когда от механического привода тормозов отказались в пользу гидравлического, пневматического и пневмогидравлического, отпала и необходимость в уравнивателях. Зато в рабочую тормозную систему автомобиля внедрили устройство, заслужившее в народе меткое прозвище «колдун» — регулятор тормозных сил (или регулятор давления в приводе задних тормозов). Ассоциативную логику в присвоении именно такого прозвища постичь столь же трудно, как этимологию самого слова колдун. На досуге покурите тему, занятно.
Задача такого регулятора не давать менее загруженным задним колёсам блокироваться раньше передних. И тем самым избежать заноса, в особенности при торможении на скользкой дороге.
В замечательной книге «Автомобили с приводом на передние колёса», написанной в начале 1970‑х одним из создателей ЗАЗ-1102 «Таврия» Аркадием Матвеевичем Голомидовым, сообщается, что причиной половины несчастных случаев на дороге становится столкновение автомобилей в процессе торможения, а в 10 % случаев — при торможении единичных автомобилей. Голомидов посвятил целую главу, как он их назвал, регуляторам тормозных моментов. Действительно, они ещё были для советских конструкторов и эксплуатационников в диковинку.
Первым советским автомобилем с «колдуном» стал ВАЗ-2101 (узел 2101‑3512010). Легковые автомобили московского завода обходились без него до мая 1975 года, когда регулятор давления в гидроприводе задних тормозов начали устанавливать «по требованию». 24‑я «Волга» так бы и проездила без «колдуна» почти всю дорогу, если бы не появился ГАЗ-3102. Зато на микроавтобусе RAF-2203 Latvija регулятор тормозных сил устанавливали с самого начала.
И это я еще не затрагиваю тему тормозных контуров!
Голомидов признаётся: «Регулирование же тормозных сил на всех колёсах является более сложным и находится в стадии конструкторских доработок».
Антиблокировочная система разом покончила с «колдовством». Ещё до Второй мировой войны её успели запатентовать в Германии инженер Карл Вёссель (1928 г.) и фирма Robert Bosch GmbH (1936 г.) В январе 1949 года бюллетень американского Общества автомобильных инженеров (SAE) поместил материал об авиационное противоскользящей системе Decelostat, разработанной Westinghouse Air Brake Co. Торговую марку Decelostat эта известная на весь мир фирма зарегистрировала в 1943 году, хотя ещё в 1930‑е создала первые АБС для подвижного состава и локомотивов. Однако в авиации растормаживание оказалось более востребованным. В 1952 году британская авиационная антиблокировочная система Maxaret, разработанная в Dunlop Rubber Co., Ltd., показала впечатляющие результаты в ходе тестов на автомобиле: со скорости 72 км/ч без АБС тормозной путь составлял 67 м, с АБС — 45 метров. Это были гидромеханические системы.
В 1966 году систему Maxaret установили в спортивное купе Jensen FF Interceptor. При экстренном торможении система срабатывала 20 раз в секунду, что обеспечило новинке титул «Самого безопасного автомобиля в мире» задолго до того, как Mercedes-Benz и Volvo начали меряться между, кто из двух безопаснее. Выпустили всего 193 «Перехватчика», но он знаменует собой важный этап в истории автомобилестроения. Это не только первый серийный автомобиль с АБС, но и первый с постоянным приводом на все колёса и межосевой многодисковой муфтой.
Британцы далеко продвинулись по части применения АБС. Помню, сколь сильное впечатление произвела на гостей британо-советского семинара в Центре международной торговли в Москве в 1991 году демонстрация видеофильма о гидромеханической АБС Lucas-Girling на мотоциклах семейств BMW K75 и K100. BMW K100RS стал в 1988 году первым мотоциклом с АБС. Конечно, в своих документах баварцы преподносили это новшество как собственную разработку.
Фирма Bosch разработала прекрасные антиблокировочные системы, однако ей пришлось потесниться под напором Continental-TEVES, чьи системы оказались дешевле. За громкими рекламными реляциями: «Мы первыми внедрили!» стоит труд безвестных инженеров и циничный торг, на каких именно условиях новая система будет устанавливаться в очередной модели автомобиля. В целом, борьба за приоритет в области внедрения тормозных систем между автомобильными фирмами давно уже превратилась в соперничество специализированных поставщиков оборудования — Bosch, Continental, Delphi, Denso, TRW. Впрочем, после экономического кризиса 2007–2008 годов многих из известных марок уже не существует.
Денис Орлов, автомобильный историк
Что еще почитать:
Кто придумал тормоза и какие необычные конструкции у них были
Немцы на «Волге»: как пытались выпустить ГАЗ-24 с мотором BMW и почему из этого ничего не получилось
Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой