Рассказываю подробнее про “Спиральную динамику” в контексте корпоративной культуры в компании.
Спиральная динамика последовательность того, как меняются ценности людей и компаний с возрастом и/или под влиянием внешних обстоятельств. Это движение идет по спирали, последователи К. Грейвза обозначили каждый виток своим цветом.
Важно понимать, что компании могут перемещаться между уровнями. И если компания проходит стандартный путь, то путь идет от начального уровня к следующему и так по спирали.
Начальный уровень и цвет бежевый. И это культура выживания.Цель — выжить. В компаниях скорее это момент образования. Все же на таком уровне компании не работают, а переходят на следующий.
Фиолетовый - Культура принадлежности. Формирование ритуалов. Маркер: «тут всегда так было заведено». Лидер является основным производителем и добытчиком.
Красный уровень - культура силы. А вот тут уже интереснее. Лидер в буквальном смысле указывает, что конкретно и когда нужно делать, заставляет подчинённых работать, смело увольняет лентяев. «Красные» организации развиваются на личной энергии лидера. Главное — выполнить задачу.
Культура правил (синий). «Синие» компании растут за счет прописанной системы правил. Это позволяет масштабировать бизнес. Обратная сторона «синего»: правил становится слишком много. Появляется бюрократия.
Оранжевая - Культура успеха. Сотрудникам можно нарушать правила для достижения успеха компании и эффективных результатов. Лидер теперь мыслит стратегически, его фокус на развитии. На этом уровне команду переполняет предпринимательская драйв-энергия, стремление победить, создать лучшие продукты, стать первыми.
Культура справедливости (зеленый). Компания становится единым организмом, в котором все и всё со всем связано. Лидер объединяет. В центре корпоративной культуры стоят увлекающая миссия, предназначение и ценности.
Желтый - Культура творчества. Здесь ключевые принципы инновации, гибкость, самореализованность.
И последний уровень - бирюзовый. Думаю, что каждый слушал про бирюзовые организации. Это синтез. Самоуправление, единство и призвание. Главным становится одновременно и смысл, и цели, и стратегия, и правила, и процессы, и задачи, и отношения.
Я таких организация не встречала в своем опыте, а вы?)