Найти тему
Евгений Трифонов

Почему простые аргентинцы поддерживают приватизацию

Приватизация госимущества – всегда и в любой стране очень болезненная история. Левая общественность исходит из простого принципа: госпердприятия строились «всем народом» и должны работать на весь народ, и передача их в частные руки недопустима как по экономическим (государство и народ лишаются доходов), так и по моральным соображениям. Аргументы сторонников приватизации – что частные предприятия работают эффективнее, и государство получает больше налогов – на её противников действуют плохо.

Аргентинский случай, когда президент Хавьер Милей победил с программой, предусматривающей тотальную приватизацию, и получил массовую поддержку бедного населения, уникален. Нечто подобное было разве что в Великобритании, когда массы простых людей, которые, как и в Аргентине, не могли рассчитывать стать выгодоприобретателями приватизации, поддержали приватизационную программу Маргарет Тэтчер. В России, Бразилии и почти всех других странах приватизация встречала ожесточённое сопротивление левых и как минимум непонимание со стороны большинства общества.

В Аргентине же, где традиционно госсектор очень силён, левые тоже недовольны планами приватизации, но в целом их поддержка, причём со стороны трудящихся, беспрецедентно высока. При этом Аргентина имеет печальный опыт 1990-х, когда приватизация, проведённая президентом Карлосом Саулем Менемом, принесла в бюджет очень мало, а приватизированные предприятия в целом заработали ненамного лучше, чем государственные.

Приватизация при Менеме пошла наперекосяк потому, что она была крайне плохо продумана и организована, но самое важное – из-за того, что она осуществлялась в интересах узкой группы чиновников и связанных с ними бизнесменов. Поэтому конкурсы проводились с нарушениями, а инвестиционные обязательства для новых владельцев или отсутствовали, или были формальными.

Но это было давно, и уже почти забылось. Зато аргентинцы прекрасно видят, как работают государственные компании, и к каким результатам привела ренационализация при правлениях Нестора и Кристины Киршнеров. Говоря просто, до сих пор и приватизация, и национализация только подрывали аргентинскую экономику.

Яркий пример – судьба авиазавода FMA, старейшего в Латинской Америке. Построенный в 1927 г., он выпускал военные и гражданские самолёты, в т.ч. удачные, но небольшими сериями.

1960-е гг.: сборка учебно-боевых самолётов Morane Saulnier 760 в цехе завода FMA
1960-е гг.: сборка учебно-боевых самолётов Morane Saulnier 760 в цехе завода FMA

FMA почти ничего не экспортировал – из-за завышенных цен, не очень высокого качества продукции и из-за того, что чиновники, управлявшие заводом, экспортом не заморачивались – а зачем, если государство всё равно даёт деньги? Что такое маркетинг, они не знали и знать не хотели. Ни ВВС страны, ни гражданскую авиацию завод так и не смог обеспечить. А бюджетные деньги на него тратились большие. В 1995 г. Менем отдал завод в концессию американской компании Lockheed Martin. В результате FMA просто перестал производить самолёты, и превратился в ремонтное предприятие американского гиганта. В 2010 г. правительство Кристины Киршнер национализировало завод. В Аргентине началась патриотическая шумиха: мол, мы вернули контроль над базовым предприятием отечественной экономики! И что? Прошло 14 лет, и «базовое предприятие» занимается ремонтом иностранных самолётов. Ну, ещё поставляет запчасти для бразильского транспортника КС-390, а в 2017 г. – о чудо! – даже экспортировал целых два самолёта PA-25 Puelche (лёгкая сельскохозяйственная машина 1952 г. рожд. по лицензии американской компании Piper). Прямо скажем, не густо для «базового предприятия». Эта деградация когда-то крупнейшего в Латинской Америке авиазавода горячо обсуждалась в обществе, разрушая миф о госсекторе как национальном достоянии.

Но самая болезненная для аргентинцев тема – железные дороги. Когда-то Аргентина имела самую протяжённую железнодорожную сеть в Латинской Америке, которая удовлетворяла потребности населения и экономики страны. В 1948 г. президент Хуан Доминго Перон национализировал железные дороги, принадлежавшие английским и французскими компаниям. Он рассчитывал, что это резко увеличит доходы государства, но вышло не так хорошо – почему-то аргентинцы согласились на выплату огромных, совершенно нерыночных компенсаций. Полагают, что решающую роль в этом сыграли коррупционные соображения. В Аргентине горько шутили, что Перон купил ржавое железо по цене золота.

Трансандинская железная дорога была символом аргентинских железных дорог
Трансандинская железная дорога была символом аргентинских железных дорог

Тем не менее какое-то время железнодорожная сеть развивалась. Однако Аргентина вступила в полосу непрерывных кризисов, и уже в 1959 г. были ликвидированы железнодорожные пути длиной в 4 тыс. км. В период военной диктатуры 1976-83 г. упадок железнодорожного транспорта усилился: было закрыто ещё 6300 км путей, уволено 40% железнодорожников, и ликвидировано большинство ремонтных предприятий и половина пассажирских маршрутов. Падало качество обслуживания, уменьшалась скорость движения поездов, перестали закупаться подвижной состав и оборудование.

При демократических правительствах, пришедших на смену военному режиму, деградация железнодорожной сети приняла катастрофический характер – в первую очередь из-за перманентного финансового кризиса. В 1993 г. было отменено большинство пассажирских перевозок, в результате чего сельская местность и небольшие города оказались отрезанными от мира. Их начала покидать молодёжь, перебираясь в мегаполисы.

Провинциальные вокзалы давно заброшены
Провинциальные вокзалы давно заброшены

В 1995 г. управляющая железнодорожная компания была ликвидирована, и железные дороги приватизированы. Но результатов это не принесло в силу общего экономического упадка страны. А в 2015 г. правительство Кристины Кишнер вновь национализировало железные дороги, окончательно добив отрасль.

К настоящему моменту железные дороги Аргентины представляют собой трагическое зрелище. Множество посёлков железнодорожников брошены, превратившись в pueblo fantasma – призраки. Железнодорожная сеть, в 1954 г. достигавшая 47 тыс. км, сократилась до 5 тыс. км. Тем не менее управленческий аппарат госкомпании Trenes Argentinos превосходит аналогичные показатели американской компании Amtrak или испанской сети высокоскоростных железных дорог Renfe. В текущем году государство потратили $2,2 млрд. на поддержку Trenes Argentinos.

Таким образом, принадлежащие государству железные дороги почти умерли как отрасль экономики и важная часть социальной сферы. И всё это происходит не просто на глазах аргентинцев – оно самым разрушительным образом влияет на их жизнь. Остальные предприятия госсектора если не влачат столь же жалкое существование, что и железные дороги, то работают тоже плохо. При этом в текущем году правительство создало более миллиона рабочих мест. Хотя те, кто получил там работу (это активные члены перонистского движения), счастливы, остальные прекрасно понимают, что новые рабочие места – «липовые», и только потребляют бюджетные средства. Что, в свою очередь, усиливает инфляцию. Которая больнее всего бьёт по беднякам (состоятельные люди держат средства в долларах). И обо всём этом последние годы в прямой и грубой форме рассказывал в ток-шоу профессор экономики Хавьер Милей. Стоит ли удивляться, что аргентинцы ему поверили. А как не поверишь, если живёшь рядом с брошенными локомотивами и руинами вокзалов, и вдыхаешь запах гниющих шпал?

Руины вокзала в посёлке Патрисиос
Руины вокзала в посёлке Патрисиос

В начале 1990-х аргентинцы поверили Менему и поддержали приватизацию потому, что экономика была в ужасном состоянии – на улицах не убирали мусор, предприятия стояли, а песо превратились в фантики (зарплату аргентинцы тогда загружали в багажники машин). Но приватизацию он провёл так, что хуже этого сделать было нельзя. После чего семейство Кишнер провело ренационализацию – и тоже так, что хуже этого сделать невозможно. Такая вот невесёлая национальная традиция…

В принципе Милей предложил план приватизации потому, что госсектор Аргентины не просто убыточен – он почти умер, и тянет за собой в могилу всю экономику страны. И это настолько видно аргентинцам, что они проголосовали за «шоковую терапию».