Эти чудесные платья в зале №6 Оружейной палаты Кремля можно рассматривать бесконечно: великолепные ткани, искусная вышивка, драгоценные камни, не менее драгоценные кружева, мех - целая коллекция платьев, причём коллекция достаточно полная, позволяющая проследить смену традиций и моды.
В них венчались на царство русские императрицы.
Все эти платья надевались лишь однажды. Коронационные торжества, проходившие в Москве заканчивались – и платья передавались на хранение в Оружейную палату, сокровищницу, в которой хранились драгоценные предметы государева обихода.
👑 Коронационное платье Екатерины I
Первая коронация императрицы в истории России состоялась в мае 1724 года.
Специально к этому событию в ноябре 1723 Пётр издал высочайший манифест о коронации своей супруги Екатерины Алексеевны – в знак особых её заслуг перед Отечеством. Причём сам он как император не короновался.
Это платье из малинового шёлка репсовой выработки с длинным шлейфом, вышитое серебром, заказывали в Берлине. В Россию привезли не готовое платье, а т.н. «патрон» – заготовку, скреплённую швами и готовую для примерки, чтобы подогнать платье по фигуре.
Платье привезли за три дня до коронации и спешно дошивали. Интересно, что немецкие мастерицы сильно преувеличили размер супруги Петра I: платье оказалось слишком широким и длинным. А мастерицы русские так спешили, что складку позади юбки сделали не очень аккуратно. В результате карманы – деталь в одежде важная и функциональная – сильно сместились и ими нельзя было пользоваться.
Лиф, юбка и шлейф длиной 3,5 метра – отдельные части платья. Складки по низу лифа («пикадили») скрывают соединение юбки и лифа.
Окружность талии императрицы – 97 см. К сожалению, утрачены кружева на декольте и рукавах. А они были в несколько раз дороже самого платья.
Платье не очень длинное: его пришлось укорачивать. Екатерина была женщиной невысокого роста. Кроме того, длина юбки была сделана с таким расчётом, чтобы при ходьбе была видна ножка в туфельке:
Туфли были с широкой лентой–бантом малинового цвета, которая завязывалась вокруг лодыжки. Такая красота не должна была быть скрыта под длинной юбкой. Ленты с туфель, к сожалению, тоже утрачены.
Платье украшает виртуозная вышивка серебряной нитью в технике «вприкреп», когда прямо на ткани делали эскиз, нить накладывалась на ткань по линии рисунка и прикреплялась к ней другой нитью. Эта техника хороша тем, что позволяет использовать для прикрепа самые различные материалы: нитки, тесьму, шнур, кружева... В узоре вышивки платья Екатерины присутствуют короны и цветочные гирлянды.
Интересно, что в те времена ремесло вышивальщика очень высоко ценилось в Европе и хорошо оплачивалось, и вышивкой занимались в основном мужчины.
👑 Коронационное платье Анны Иоанновны
Коронация Анны Иоанновны, племянницы Петра I, дочери его брата и соправителя Ивана V, состоялась в апреле 1730, спустя два месяца после её приезда в Россию из Курляндии.
Платье с короткими рукавами и широкой колоколообразной юбкой было сшито в России из узорного шёлка, привезённого из Лиона, крупнейшего во Франции центра шелкоткачества.
Первоначально оно было красивого розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем изменило цвет. Да и не удивительно: ведь прошло без малого 300 лет)
Важная часть коронационного наряда – шлейф: он был выполнен из позолоченной парчи с муаровыми разводами. К шлейфу крепились серебряные шнуры и кисти, позволяющие красиво его драпировать.
Утрачены кружева, украшавшие декольте и рукава: кружева были очень дороги, поэтому были спороты и использованы в другом наряде.
👑 Коронационное платье Елизаветы Петровны
Коронация Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра I, состоялась в 1742.
Елизавета была не только красавицей, но и модницей. Сама себя она назначила иконой стиля. 15 тысяч платьев в её гардеробе – цифра достоверная, потому что по статусу она не могла появиться дважды в одном наряде, а наряды она меняла иногда по семь раз на день.
Её коронационное платье в стиле рококо похоже на раковину. Лиф с глубоким декольте и без рукавов отделан золотым галуном (тесьмой). Юбка с карманами по бокам и шлейф расшиты гирляндами золотого кружева.
Платье шили в России из русской парчи – серебряного глазета (парчу называли «глазет» – на французский манер). 32-летняя Елизавета специально надела платье из отечественной ткани и приказала придворным дамам сделать то же самое, чтобы поддержать русских промышленников.
Юбки по моде того времени были очень широкими, объёмными и поддерживалась фижмами (каркасом, придающим платью форму): к корсету пристегивалось «панье» (корзина), колоколообразное сооружение из китового уса или прутьев, на него надевалась нижняя юбка, а уже на неё – и само платье.
Чтобы в такой юбке пройти в дверь, фижмы были оснащены шарнирами и юбку просто надо было сдавить локтями.
Ширина юбки у этого платья – 480 см. По этикету фижмы на платьях должны были соответствовать придворному статусу: чем выше статус, тем шире юбка. И конечно, никому из придворных дам не разрешалось носить юбки, более широкие, чем у императрицы. Если кто-то из дам осмеливался появиться на балу в таком же, как у неё, платье или с таким же цветком в прическе, Елизавета Петровна могла прямо на балу испортить платье провинившейся дамы или срезать ножницами цветы из её причёски вместе с локонами.
Платье дополнено роскошной серебряной кружевной мантией, сделанной вручную – её длина 5 м 18 см, а вес – 5 кг.
Когда наряд перевозили на специальных санях из Петербурга в Москву, где проходила коронация, к нему была выставлена охрана.
👑 Подвенечное платье Екатерины II
У Елизаветы Петровны не было детей. Поэтому в 1744 она пригласила ко двору своего племянника, сына своей рано умершей старшей сестры Анны, внука Петра I. До принятия православия он носил имя Карл-Петр-Ульрих, потом стал именоваться Петром Фёдоровичем, а в 1761 стал императором Петром III. Вслед за ним в Санкт- Петербург приехала и его невеста, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина II.
21 августа 1745 в Петербурге состоялась их свадьба.
Она ещё не императрица. В 1745-м, когда она выходила замуж за Петра III, ей было всего 16. Она была маленькой и хрупкой, талия – всего 51 см: такая тонкая, что можно обхватить двумя руками. А платье было очень тяжёлым, с фижмами:
Мое платье было из серебристого глазета, расшитого серебром по всем швам, и страшной тяжести, – вспоминала она позже в своём дневнике.
Весил наряд немало: очень тяжёлой была парча, обильно вышитая серебром, а ещё фижмы, нижние юбки, но главная тяжесть – драгоценности: корсажное украшение, серьги, бриллианты в волосах. Но покажите мне хоть одну женщину, которая согнулась бы под тяжестью бриллиантов...
Платье необыкновенно красиво! Сшито из серебряной парчи и расшито серебром. Стежки вышивки положены под разными углами так, что при ходьбе платье сверкало, как будто оно расшито бриллиантам.
Корсаж был украшен цветами, а юбка расшита листьями папоротника (символ смирения), пальмовыми ветвями (символ целомудрия) и гвоздиками (символ любви и преданности).
Вот как описывала свою дочь в этот день герцогиня Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская:
...платье её было из самого великолепного, какое я видела в моей жизни, серебрянаго glace, и окаймлённое на высоте пол-юбки битью из золота. Это прекрасное украшение, эти драгоценности, которыми она была покрыта, придавали ей обворожительный вид.
Бить – это мишурная нить, тонкая металлическая полоска из сплющенной проволоки, которая используется для придания объёма вышивке.
Сегодня платье уже не сверкает, как прежде. Ещё бы: ведь ему более 250 лет! Серебро нитей с годами потускнело. Но платье по-прежнему прекрасно. Жаль, что находится оно в очень плохом состоянии. Парчу ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Шёлковые нити во многих местах разорвались и серебряные нити провисли. И тем не менее, оно по-прежнему выставлено в витрине Оружейной палаты и мы можем им любоваться.
👑 Коронационное платье Екатерины II
Когда, свергнув мужа, Екатерина II взошла на престол, с коронацией она торопилась, поэтому коронационный наряд был приготовлен всего за два с половиной месяца – в небывало короткие сроки. И поэтому платье к этому дню шили в России.
Платье из серебряной парчи с подкладкой из тафты. Его украшают вышитые золотой и серебряной нитью геральдические двуглавые орлы. Большая редкость: сохранились тончайшие льняные кружева в области декольте и на рукавах:
Вот это платье изображено на парадном портрете работы Вигилиуса Эриксена:
Очень сильно отсвечивали включённые лампы, поэтому удалось сделать фото только с такого ракурса, к сожалению. И обратите внимание, на портрете из-под платья выглядывает носок туфельки, одной из тех, которые стоят сейчас за стеклом в Оружейной палате рядом с платьем (на фото выше). Они из той же серебряной парчи, что и платье, высота каблучков – 6,5 см. Пряжки с них, к сожалению, утрачены.
1762 год, Екатерине 33 года. Талия по-прежнему тонкая: 62 см! Портные здесь использовали новую конструктивную деталь – т. н. «шниг», клинообразную вставку, которая визуально делает живот более плоским.
Длинный шлейф тоже вышит геральдическими орлами – шёлком, блёстками и золотыми и серебряными нитями.
А ещё к платью полагались три мантии, из которых сохранилась лишь одна.
👑 Коронационное платье Марии Александровны, супруги Александра II
Мода меняется. При Николае I в моду русского императорского двора вошли платья, напоминающие русский сарафан. Именно в таком платье короновалась Мария Александровна, и её наряд стал образцом, по которому создавались наряды императриц для последующих коронаций.
Платье сшито в русском стиле: с декоративными откидными рукавами со сквозными разрезами и силуэтом, напоминающим русский сарафан; из гладкой серебряной парчи с вышивкой серебром и блестками. Узор вышивки – в виде гирлянды из листьев плюща и листьев папоротника.
Рукава на коронационном платье появились впервые.
Как обычно, ткань – парча – представляла собой шелковую основу, на которую закреплены серебряные нити. Это очень утяжеляет ткань, делает сшитое из неё платье тяжёлым, да и хорошей сохранности ткани не способствует).
Платье состоит из корсажа и юбки. К корсажу прикреплён шлейф, длина которого – 4 метра, а сам он обшит блондами (кружевами из шёлка).
Корсаж был дополнен декоративной передней планкой, маскирующей шнуровку. Она была украшена бриллиантами и другими драгоценными камнями, но, к сожалению, не сохранилась.
Не сохранился и дополняющий наряд кокошник, украшенный бриллиантами.
Туфельки были из белого атласа с розеткой из блондов (кружев).
👑 Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая II
Коронация проходила в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896. Это была самая роскошная из всех российских коронаций, а одеяниям её участников было уделено особое внимание.
Коронационный наряд Александры Фёдоровны готовился целый год. Множество мастеров трудились над его созданием. Он состоял из платья в русском стиле из роскошной плотной серебряной парчи с длинными откидными рукавами и с вышивкой серебром и жемчугом. Низ платья расшит стеклярусом.
Платье дополняли кокошник, вуаль и шлейф длиной 7 м.
Как мастера ни пытались его облегчить, наряд Александры Фёдоровны получился очень тяжёлым: платье весило 10 кг, а шлейф – 13. Во время церемонии коронации шлейф за императрицей несли 7 камергеров.
Платье Александры Фёдоровны шили в Санкт-Петербурге – это великолепный образец коронационного "сарафана". Заказ на его создание отдали мастерской Ольги Бульбенниковой "Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы", официальному поставщику императорского двора. Фирма обязалась:
...из готовой материи и подкладки выполнить шлейф-сарафан для её императорского величества (рюш, подкладка под сарафан, перья марабу на рукава, приклад и работа).
Серебряную парчу заказали московской фирме А. и В. Сапожниковых.
Платье обошлось казне в 5857 рублей.
Туфельки выполнены из той же серебряной парчи, которая использовалась на пошив платья. Каблук был небольшим, всего 4 см:
Вышивали платье в Москве. Для выполнения драгоценной вышивки обратились к игуменье Ивановского женского монастыря. Она отказывалась брать плату за работу, считая, что это огромная честь для неё и монахинь. Однако председатель комиссии настоял на оплате – она составила 4000 рублей.
Пара перчаток белого цвета из лайки:
Интересно, что Александра Фёдоровна надела всего одну перчатку – на левую руку.
В результате всех этих стараний коронационный наряд императрицы получился очень красивый: «шедевр рукоделия», как выразилась о нём сестра императрицы:
В Успенском соборе Кремля во время коронации на Александру Фёдоровну в качестве коронационной регалии возложили порфир – мантию, которую надевал правитель во время торжества:
Мантия сшита из золотой парчи, подбита мехом горностая, украшена вышитыми шёлком золотыми и чёрными гербами и весит 12 кг. Как рассказала мне служительница, мантия давно требует реставрации, но её даже тронуть боятся: под пальцами мех может просто рассыпаться.
👑 Вот так выглядели наряды российских императриц в самый главный день жизни каждой из этих женщин – когда они всходили на российский престол.