Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Семь великолепных платьев, которые надевались лишь однажды: Коронационные наряды русских цариц из коллекции Оружейной палаты

Оглавление

Эти чудесные платья в зале №6 Оружейной палаты Кремля можно рассматривать бесконечно: великолепные ткани, искусная вышивка, драгоценные камни, не менее драгоценные кружева, мех - целая коллекция платьев, причём коллекция достаточно полная, позволяющая проследить смену традиций и моды.

В них венчались на царство русские императрицы.

Все эти платья надевались лишь однажды: коронационные торжества проходили в Москве - и затем платья передавались на хранение в Оружейную палату, сокровищницу, в которой хранились драгоценные предметы государева обихода.

👑 Коронационное платье Екатерины I

Первая коронация императрицы в истории России состоялась в мае 1724 года.

Специально к этому событию в ноябре 1723 Пётр издал высочайший манифест о коронации своей супруги - Екатерины Алексеевны - в знак особых её заслуг. Причём сам он как император не короновался.

Коронационное платье Екатерины I. Шёлк, серебряные нити. Вышивка, ткачество, вязание. Западная Европа, 1724.
Коронационное платье Екатерины I. Шёлк, серебряные нити. Вышивка, ткачество, вязание. Западная Европа, 1724.

Это платье из малинового шёлка репсовой выработки с длинным шлейфом, вышитое серебром, заказывали в Берлине. В Россию привезли не готовое платье, а т.н. "патрон" – заготовку, скреплённую швами и готовую для примерки, чтобы подогнать по фигуре.

Коронационное платье Екатерины I. Шёлк, серебряные нити. Вышивка, ткачество, вязание. Западная Европа, 1724.
Коронационное платье Екатерины I. Шёлк, серебряные нити. Вышивка, ткачество, вязание. Западная Европа, 1724.

Платье привезли за три дня до коронации и спешно доделывали. Причём немецкие мастерицы сильно преувеличили размер супруги Петра I: платье оказалось слишком широким и длинным. А мастерицы русские так спешили, что складку позади юбки сделали не очень аккуратно. В результате карманы  - деталь в женской одежде важная и функциональная - сильно сместились и ими нельзя было пользоваться.

Лиф, юбка и шлейф длиной 3,5 метра – отдельные части платья. Складки по низу лифа ("пикадили") скрывают соединение юбки и лифа.

Окружность талии императрицы - 97 см. К сожалению, утрачены кружева на декольте и рукавах. А они были в несколько раз дороже самого платья.

Платье не очень длинное: его пришлось укорачивать. Екатерина была женщиной невысокой. Кроме того, длина юбки была сделана с таким расчётом, чтобы при ходьбе показывалась ножка в туфельке:

Туфли Екатерины I. Парча, шёлк, кожа, серебряные тесьма и бахрома, ткачество, плетение. Россия, 1724.
Туфли Екатерины I. Парча, шёлк, кожа, серебряные тесьма и бахрома, ткачество, плетение. Россия, 1724.

Туфли были с широкой лентой–бантом малинового цвета, которая завязывалась вокруг лодыжки. Такая красота не должна была быть скрыта под длинной юбкой. Ленты с туфель, к сожалению, тоже утрачены.

Платье украшает виртуозная вышивка серебряной нитью в технике вприкреп, когда прямо на ткани делали эскиз, нить накладывалась на ткань по линии рисунка и прикреплялась к ней другой нитью. Эта техника хороша тем, что позволяет использовать для "прикрепа" большой выбор материалов: нитки, тесьму, шнур, кружева... В узоре вышивки платья Екатерины присутствуют короны и цветочные гирлянды.

Интересно, что ремесло вышивальщика очень ценилось в Европе и хорошо оплачивалось, поэтому вышивкой занимались мужчины.

👑 Коронационное платье Анны Иоанновны

Коронация Анны Иоанновны, племянницы Петра I, дочери его брата и соправителя Ивана V, состоялась в апреле 1730, спустя два месяца после её приезда в Россию из Курляндии.

Коронационное платье Анны Иоанновны.
Коронационное платье Анны Иоанновны.

Платье с короткими рукавами и широкой колоколообразной юбкой было сшито в России из узорного шёлка, привезённого из Лиона, крупнейшего во Франции центра шелкоткачества.

Первоначально оно было красивого розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем изменило цвет. Да и не удивительно: ведь прошло без малого 300 лет)

Важная часть коронационного наряда - шлейф: он был выполнен из позолоченной парчи с муаровыми разводами. К шлейфу крепились серебряные шнуры и кисти, позволяющие красиво его драпировать.

Утрачены кружева, украшавшие декольте и рукава: кружева были очень дороги, поэтому были спороты и использованы в другом наряде.

👑 Коронационное платье Елизаветы Петровны

Коронационное платье Елизаветы Петровны .
Коронационное платье Елизаветы Петровны .

Коронация Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра I, состоялась в 1742.

Елизавета была не только красавицей, но и модницей. Сама себя она назначила иконой стиля. 15 тысяч платьев в её гардеробе - цифра достоверная, потому что по статусу она не могла появиться дважды в одном наряде, и наряды она меняла иногда по семь раз на день.

Её коронационное платье в стиле рококо похоже на раковину. Лиф с глубоким декольте и без рукавов отделан золотым галуном (тесьмой). Юбка с карманами по бокам и шлейф расшиты гирляндами золотого кружева.

Платье шили в России из русской парчи - серебряного глазета (парчу называли "глазет" - на французский манер). 32-летняя Елизавета специально надела платье из отечественной ткани и приказала придворным дамам сделать то же самое, чтобы поддержать русских промышленников.

Юбки по моде того времени были очень широкими, объёмными и поддерживалась фижмами (каркасом, придающим платью форму): к корсету пристегивалось "панье" (корзина), колоколообразное сооружение из китового уса или прутьев, на него натягивалась нижняя юбка, а на неё - само платье.

Чтобы в такой юбке пройти в дверь, фижмы были оснащены шарнирами и юбку просто надо было сдавить локтями.

Ширина юбки у этого платья - 480 см. По этикету фижмы на платьях должны были соответствовать придворному статусу: чем выше статус, тем шире юбка. И конечно, никому из придворных дам не разрешалось носить юбки, более широкие, чем у императрицы. Если кто-то из дам осмеливался появиться на балу в таком же, как у неё, платье или с таким же цветком в прическе, она могла прямо на балу испортить платье провинившейся дамы или срезать её локоны.

Платье дополнено роскошной серебряной кружевной мантией, сделанной вручную - её длина 5 м 18 см, а вес - 5 кг.

Когда наряд перевозили на специальных санях из Петербурга в Москву, где проходила коронация, к нему была выставлена специальная охрана.

👑 Подвенечное платье Екатерины II

У Елизаветы Петровны не было детей. Поэтому в 1744 она пригласила ко двору своего племянника, сына своей рано умершей старшей сестры Анны, внука Петра I. До принятия православия он носил имя Карл-Петр-Ульрих, потом стал именоваться Петром Фёдоровичем, а в 1761 стал императором Петром III. Вслед за ним в Санкт- Петербург приехала и его невеста, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина II.

21 августа 1745 в Петербурге состоялась их свадьба.

Она ещё не императрица. В 1745-м, когда она выходила замуж за Петра III, ей было всего 16. Маленькая и хрупкая, талия - всего 51 см - такая тонкая, что можно обхватить двумя руками. А платье было очень тяжёлым, с фижмами:

Мое платье было из серебристого глазета, расшитого серебром по всем швам, и страшной тяжести, -вспоминала она позже в своём дневнике.

Весил наряд не мало: очень тяжёлой была парча, обильно вышитая серебром, а ещё фижмы, нижние юбки, но главная тяжесть – драгоценности: корсажное украшение, серьги, бриллианты в волосах. Но покажите мне хоть одну женщину, которая согнулась бы под тяжестью драгоценных украшений...

Платье необыкновенно красиво! Сшито из серебряной парчи и расшито серебром. Стежки вышивки положены под разными углами так, что при ходьбе платье сверкало, как будто оно расшито бриллиантам.

-10

Корсаж был украшен цветами, а юбка расшита листьями папоротника (символ смирения), пальмовыми ветвями (символ целомудрия) и гвоздиками (символ любви и преданности).

Вот как описывала свою дочь в этот день герцогиня Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская:

...платье её было из самого великолепного, какое я видела в моей жизни, серебрянаго glace, и окаймлённое на высоте пол-юбки битью из золота. Это прекрасное украшение, эти драгоценности, которыми она была покрыта, придавали ей обворожительный вид.

Бить – это мишурная нить, тонкая металлическая полоска для вышивки.

Сегодня платье уже не сверкает, как прежде. Ещё бы: ведь ему более 250 лет! Серебро нитей с годами потускнело. Но платье по-прежнему прекрасно. Жаль, что находится оно в очень плохом состоянии. Парчу ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Шёлковые нити во многих местах разорвались и серебряные нити провисли. И тем не менее, оно по-прежнему выставлено в витрине Оружейной палаты и мы можем им любоваться.

👑 Коронационное платье Екатерины II

Когда, свергнув мужа, Екатерина II взошла на престол, с коронацией она торопилась, поэтому всё было приготовлено за два с половиной месяца - в небывало короткие сроки. По этой же причине коронационное платье шили в России.

Платье из серебряной парчи с подкладкой из тафты. Его украшают вышитые золотой и серебряной нитью геральдические двуглавые орлы. Большая редкость: сохранились тончайшие льняные кружева в области декольте и на рукавах:

Вот это платье изображено на парадном портрете работы Вигилиуса Эриксена:

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в коронационном платье. Около 1763. Государственный Эрмитаж.
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в коронационном платье. Около 1763. Государственный Эрмитаж.

Очень сильно отсвечивали включённые лампы, поэтому удалось сделать фото только с такого ракурса, к сожалению. И обратите внимание, на портрете из-под платья выглядывает носок туфельки, одной из тех, которые стоят сейчас за стеклом в Оружейной палате рядом с платьем (на фото выше). Они из той же серебряной парчи, что и платье, высота каблучков - 6,5 см. Пряжки с них, к сожалению, утрачены.

1762 год, Екатерине 33 года. Талия по-прежнему тонкая: 62 см! Портные здесь использовали новую конструктивную деталь – т. н. "шниг", клинообразную вставку, которая визуально делает живот более плоским.

Длинный шлейф тоже вышит геральдическими орлами - шёлком, блёстками и золотными и серебряными нитями.

А ещё к платью полагались три мантии, из которых сохранилась лишь одна.

👑 Коронационное платье Марии Александровны, супруги Александра II

Мода меняется. При Николае I в моду русского императорского двора вошли платья, напоминающие русский сарафан. Именно в таком платье короновалась Мария Александровна, и её наряд стал образцом, по которому создавались наряды императриц для последующих коронаций.

-14

Платье сшито в русском стиле: с декоративными откидными рукавами со сквозными разрезами и силуэтом, напоминающим русский сарафан; из гладкой серебряной парчи с вышивкой серебром и блестками. Узор вышивки - в виде гирлянды из листьев плюща и листьев папоротника.

Рукава на коронационном платье появились впервые.

Как обычно, ткань - парча - представляла собой шелковую основу, на которую закреплены серебряные нити (что не способствует хорошей сохранности ткани).

Платье состоит из корсажа и юбки. К корсажу прикреплён шлейф, длина которого - 4 метра, а сам он обшит блондами (кружевами из шёлка).

-15

Корсаж был дополнен декоративной передней планкой, маскирующей шнуровку. Она была украшена бриллиантами и другими драгоценными камнями, но, к сожалению, не сохранилась.

Не сохранился и дополняющий наряд кокошник, украшенный бриллиантами.

Туфельки были из белого атласа с розеткой из блондов (кружев).

👑 Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая II

Коронация проходила в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896. Это была самая роскошная из всех российских коронаций, а одеяниям её участников было уделено особое внимание.

Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая II.
Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая II.

Коронационный наряд Александры Фёдоровны готовился целый год. Множество мастеров трудились над его созданием. Он состоял из платья в русском стиле из роскошной плотной серебряной парчи с длинными откидными рукавами и с вышивкой серебром и жемчугом. Низ платья расшит стеклярусом.

Платье дополняли кокошник, вуаль и шлейф длиной 7 м.

Как мастера ни пытались его облегчить, наряд Александры Фёдоровны получился очень тяжёлым: платье весило 10 кг, а шлейф - 13. Во время церемонии коронации шлейф за императрицей несли 7 камергеров.

Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая II.
Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая II.

Платье Александры Фёдоровны шили в Санкт-Петербурге - это великолепный образец коронационного "сарафана". Заказ на его создание отдали мастерской Ольги Бульбенниковой "Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы" - официальному поставщику императорского двора. Фирма обязалась:

...из готовой материи и подкладки выполнить шлейф-сарафан для её императорского величества (рюш, подкладка под сарафан, перья марабу на рукава, приклад и работа.

Серебряную парчу заказали московской фирме А. и В. Сапожниковых.

Платье обошлось казне в 5857 рублей.

Туфельки выполнены из той же серебряной парчи, которая использовалась на пошив платья. Каблук был небольшим - всего 4 см:

-18

Вышивали платье в Москве. Для выполнения драгоценной вышивки обратились к игуменье Ивановского женского монастыря. Она отказывалась брать плату за работу, считая, что это огромная честь для неё и монахинь. Однако председатель комиссии настоял на оплате - она составила 4000 рублей.

Пара перчаток белого цвета из лайки:

-19

Интересно, что надела она всего одну перчатку - на левую руку.

В результате всех этих стараний коронационный наряд императрицы получился очень красивый: "шедевр рукоделия", - как выразилась о нём сестра императрицы:

Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая II.
Коронационное платье Александры Фёдоровны, супруги Николая II.

В Успенском соборе Кремля во время коронации на Александру Фёдоровну в качестве коронационной регалии возложили порфир - мантию, которую надевал правитель во время торжества:

1896 г. Парча, шелк, мех, атласные ленты, золотные нити, шитье.
1896 г. Парча, шелк, мех, атласные ленты, золотные нити, шитье.

Мантия сшита из золотой парчи, подбита мехом горностая, украшена вышитыми шёлком золотыми и чёрными гербами и весит 12 кг.

👑 Вот так выглядели наряды российских императриц в самый главный день жизни каждой из этих женщин - когда они восходили на российский престол.