В 1884 году русский физиолог Николай Евгеньевич Введенский защитил магистерскую диссертацию, озаглавленную ««Телефонические исследования над электрическими явлениями в мышечных и нервных аппаратах», получив по итогам звание приват доцента по физиологии Санкт-Петербургского университета. Эта работа, как и ряд последующих статей, посвященных применению телефона к изучению животного электричества, ознаменовала колоссальный прорыв в понимании того, как работает нервная система. Недаром Николай Евгеньевич стал первым русским физиологом, вошедшим в состав постоянного международного комитета по созыву физиологических конгрессов. Но поначалу это понимание представляло в основном академический интерес.
Ещё одним важным этапом стал выход в 1912 году книги немецкого физиолога Ганса Пайпера «Электрофизиология человеческих мышц», но в полной мере практическое значение исследований оценили лишь в середине ХХстолетия, когда начались работы по созданию бионических протезов.
Сам термин «бионический» ввёл в употребление 1958 коду американский военврач Джон Стил. Однако параллельно и даже с некоторым опережением подобные разработки велись и в СССР.
Речь идёт об электронных протезах, которые взаимодействовуют с нервными клетками человека, позволяя, например, сгибать и разгибать пальцы искусственной руки.
В 1957 году советские учёные: специалист по точной механик А. Е. Кобринский и физиолог Я. Л. Слуцкий взялись за расзработку бионического протеза руки. В проекте также участвовали Е.Полян, Я.Якобсон, М.Брейдо, Б.Попов, А.Сысин, В. Гурфинкель. Созданный протез питался от батареи, прикреплённой к поясу и работал на сжатие и разжатие. В 1960 году он прошёл тестирование и был запатентован. В1961 году лицензия на использование протезов купили Великобритания и Канада. На Западе эта разработка была известна как «Русская рука».
В том же 1961 году группа СССР посетила группа американских учёных, желающих подробно изучить опыт советских коллег. Позже они разработали свой проект с новыми технологическими подходами, позволяющими преодолеть ряд недостатков советского протеза. Интересно, что работа учёных вызвала неоднозначную реакцию общественности. Среди американских граждан нашлись такие, кто счёл бионический протез чем-то дьявольским. Они проводили демонстрации с требованием прекратить работы, но к счастью влияние этих групп в обществе оказалось не столь уж велико. К 1967 году был создан прототип так называемой «Бостонской руки», воспроизводящий не кисть, локтевой сгиб.
За прошедшие с тех пор более чем полстолетия техника протезирования ушла далеко вперед. Новейшие протезы позволяют даже играть на гитаре. Подробнее о современном протезировании можно будет прочитать в январском номере журнала «Наука и техника». А в один из ближайших номеров мы постараемся подготовить более развёрнутый рассказ о русских учёных, сделавших бионическое протезирование возможным.