Спорт и физические нагрузки ещё в Древней Греции считались лучшим лекарством от «дурного поведения». Но если раньше изменения в характере и успеваемости ребят объясняли дисциплиной и сбросом лишней энергии, то в последние два десятилетия нейрофизиологи приблизились к пониманию того, как это работает на самом деле.
Интересно? Тогда давайте вместе раскрывать секреты мозга! 🧠
Версии о связи между двигательной активностью и когнитивно-эмоциональными аспектами личности были подтверждены экспериментально — биохимическими анализами, МРТ-сканированием и психологическими тестами.
🔸 Пожилые люди, занимающиеся аэробикой в сочетании с упражнениями на сопротивление, лучше справляются с психологическими тестами, в которых нужно быстро переключаться с одной задачи на другую, тактически мыслить, сосредоточиваться и активно использовать рабочую память.
🔸 У детей от 9 до 11 лет физическая подготовка и хорошая рабочая память идут рука об руку: если у ребёнка развиты мышцы, то и тесты на память он будет выполнять хорошо и, что немаловажно, демонстрировать успехи в учёбе.
🔸 Разница в биологическом возрасте мозга между теми, кто регулярно занимается физическими упражнениями, фитнесом, спортом, и теми, кто физически не активен, может составлять целых десять лет.
🔸 Есть сведения, что физическая активность помогает уменьшить когнитивные нарушения при шизофрении и при болезни Паркинсона; в частности, у больных шизофренией за несколько месяцев вполне умеренных упражнений на 12% увеличивался гиппокамп.
🔸 Пробы на координацию и ловкость показывают устойчивую связь между учебной успеваемостью тем, насколько хорошо ребенок чувствует себя в пространстве.
Что это даёт родителям и специалистам, которые работают с детьми?
Мы получаем инструмент для работы с высшими психическими функциями через движение!
Этот принцип лежит в основе НЕЙРОКОРРЕКЦИИ. С помощью правильно подобранных игр и упражнений можно справиться с:
🎈 нарушениями поведенческих реакций (капризы, агрессия, импульсивность, чрезмерная застенчивость)
🎈задержкой речевого развития
🎈 сложностями в волевой сфере и несовершенством управляющих функций (лень, неусидчивость, недостаток внутренней мотивации, проблемы с вниманием)
Примеры нейрокоррекционных игр вы все знаете и даже сами в них играли!
Да, это старые-добрые уличные игры, которые развивают базовые навыки – ловкость, координацию, моторное планирование, внимание, скорость реакций, – и готовят ребёнка к успешной учёбе.
Вот ДВОРОВЫЕ ИГРЫ ИЗ НАШЕГО ДЕТСТВА с которыми точно стоит познакомить детей!
Играть можно даже зимой!
⭐ Снежки
Все игры на меткость отлично развивают зрительное восприятие и хорошо укрепляют плечевой пояс. Не обязательно бросать снежки в человека: можно нарисовать цель на дереве, сбивать с лавочки кегли или пластиковые бутылки, бросать снежки в корзину или обруч.
⭐ Прыжки с длинной веревкой или скакалкой
Прыгают абсолютно все — можно поодиночке или сразу по несколько человек. Для опытных игроков существует вариант с двумя скакалками!
⭐ «Я знаю имя...»
Игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями, оговоренными заранее: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю один овощ», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же считалки, но на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и так по кругу. Игра продолжается до десяти. Повторяться нельзя, если промахнулся или замешкался, ход переходит к другому.
⭐ Жонглирование
Мячиками, свернутыми носками, мешочками с крупой. Начинаем с двух предметов, постепенно усложняя задачу. Жонглировать можно как одной рукой, так и двумя руками.
⭐ Пингвинчики
Если обычный бег наперегонки вам надоел, попробуйте пингвинчиков: бег на скорость с зажатым между ног мячиком. Звучит просто, но на деле ужасно азартно и весело, тем более по снегу!
А вы знали, что через движение можно влиять на успеваемость и поведение детей?