Найти тему
Cat_Cat

Глиняная голова на глиняных ногах

В дискуссии под статьей В. Илинича "Колосс с глиняной головой" всплыла пара моментов - мол сама нацистская Германия продвигала идею автаркии и никто ей торговать на внешних рынках не запрещал. Специалистом по этим вопросам я не являюсь, и возможно не прав. Но, как человеку к экономике отношение имеющему, мне всё это видится примерно так.

Маленький частный пример из приведённой статьи. Мы же рассмотрим ситуацию шире.
Маленький частный пример из приведённой статьи. Мы же рассмотрим ситуацию шире.

Да, действительно часть представителей нацисткой партии продвигала идею автаркии. Хотя сам фюрер даже в январе 1939 году заявил, что Германия должна "экспортировать или умереть"( “must export or die.”). О поддержке внешней торговли он говорил и после прихода к власти в 1933 (Так называемые беседы с Гитлером - “Chefbesprechungen”). В сентябре 1935, после введения "четырехлетнего плана"(Новый план), также высказался о поддержке внешней торговли и уходе от устаревшей бартерной системы. Это я пересказываю статью “Export or Die”; Foreign Trade in the Third Reich CHRISTIAN LEITZ". В тоже время можно найти и негативные отзывы фюрера о внешнеторговой деятельности. И их будет не меньше. Примеры в той же статье. Связана такая двойственность тем, что Германия с одной стороны крайне нуждалась во внешней торговле, а с другой, идея автаркии была очень популярна среди немцев и в том числе масс нацистской партии. Почему?

Всё дело в экономике и страхах. По существу Германия оказалась в вилке возможностей негативно отразившихся на её внешнеторговой деятельности. Великую депрессию она прошла чуть ли не с самыми худшими результатами. Безработица в пике составляла 30%. Как я понял, больше чем у кого бы ни было в Европе. А голодный рабочий, по мнению нацистов, и не только них, это "красный" рабочий. Поэтому нацистская партия в своей экономической политике делала всё возможное чтобы безработица была на минимальном уровне. И здесь со стороны внешней торговли была очевидная угроза. Германия была в основном экспортером высокотехнологичного оборудования и машин. Не имея дешевых ресурсов, она не могла бороться на внешних рынках со своими главными конкурентами - США и Англией. А сами эти рынки были сильно ограничены. Латинская Америка, по существу неоколониальные владения США. Африку, хоть у нее и низкий потенциал, поделили Англия с Францией. В Азии оставались лишь Турция(старый партнер), Персия-Иран, да Китай с Японией. Здесь как раз сказывалась высокая стоимость немецкого экспорта, в сравнении с конкурентами. Еще один момент. Как я понял, почти полное отсутствие торгового флота. Основной перевозчик немецких товаров Англия. То есть для конкурента прикрутить вентилек вообще не проблема. Честно сказать возможности для активной внешней торговли для Германии были не очень. Оставалась еще Восточная Европа. Но об этом ниже.

Второй проблемой было то, что после ПМВ в Германию активно проник американский капитал, на деньги которого было построено немало предприятий и который активно присутствовал в немецких акционерных обществах. В результате наблюдался вывоз необходимого для развития капитала, и была опасность, что в кризис партнеры просто сбегут, выведя активы и закрыв предприятия. А это виток безработицы, так страшивший власти. Собственно говоря в период Великой депрессии так и произошло. И что это могло повториться в дальнейшем, никто не сомневался. К тому же придя в Германию, американские ТНК вытесняли местного производителя, а взяв контроль над акционерными обществами, лоббировали ввоз
своих товаров, комплектующих и технологий. Что также угрожало развитию немецкого бизнеса и рынку труда. Впрочем, к чему политика "открытого" в одностороннем порядке рынка может привести, мы увидели своими глазами. А конкурировать с дешевым американским продуктом без господдержки, немцы не могли. Собственно говоря никто не мог.

-2

Теперь о том, что никто в торговле с нацистской Германией палки в колеса не вставлял. На примере США. Перед Великой депрессией, в 1927 году, экспорт немецких товаров в США составил 2млрд рейхсмарок. В период кризиса он обвалился и в течении всех 30-х годов так и не превысил 300 миллионов рейхсмарок в год. Это значительно ниже показателей Англии и Франции, и примерно на уровне Италии. Причем показатели уровня Италии касались как экспорта, так и импорта. То есть и до Гитлера внешняя торговля двух стран не смогла восстановиться, и не показывала особого прогресса. Сколько поставляли США, цифр пока не нашел. Возможно причиной обвала торговли стало торговое соглашение, которое немцы считали несправедливым. США на пересмотр не пошли и в 1934 году Германия его расторгла в одностороннем порядке. Главным их требованием было снижение налоговой нагрузки на немецкие товары и предоставление того, что сейчас в Америке называют "режим наибольшего благоприятствования в торговле". Штаты отказали даже под угрозой введения протекционизма на немецком рынке. То есть немцам на огромном американском рынке ничего не светило, а американцам на немецкий рынок было как-то пофиг. Возможно и потому, что после прихода к власти, нацисты в 1933 году приостановили выплаты по внешнему долгу. В последующем ситуация только ухудшалась. Именно с 1934 года по Штатам начинают прокатываться призывы к бойкоту немецких товаров. Прежде всего из-за антиеврейской политики Рейха. Эти призывы больно били по немецкому экспорту. Особенно они сильны стали после "Хрустальной ночи". В 1935 власти США внесли Германию в черный список стран, которые не при каких обстоятельствах не могли получить торговые преференции. После оккупации Германией Чехии, в марте 1939 года Рузвельт ввел 25% налог на все немецкие товары. По существу были введены запретительные пошлины. К этому стоит добавить, что США заморозили активы стран, которые были оккупированы Рейхом. Запретив даже ввоз своих ценных бумаг и долларов из этих стран. В первый раз так называемый закон 8389 был применен в апреле 1940 года, после немецкого вторжения в Данию и Норвегию. А с 14 июня 1941 года закон был распространен на все европейские страны, за исключением Турции и Советов(с 22 июня). То есть пострадали даже союзники и нейтральные страны. С вторжением в Польшу всякая торговля между странами фактически прекратилась. Показатели американского экспорта в Германию с сентября по ноябрь 1939 года, в сравнении с тем же периодом 1938 года упали в 75 раз.

То есть с одной стороны немцы боялись потерять свой рынок, постепенно ухудшая условия торговли, а с другой стороны без преференций другие рынки для них были по существу закрыты. А если бы были открыты, то в недружественных странах, способных немецкий экспорт обвалить. И смысла создавать экспортоориентированную экономику у немцев не было.

Но была же Восточная Европа. Здесь прежде всего влияла политика. В Восточноевропейских странах усиленно шла индустриализация. Касается это не только Советов, но и Польши, Венгрии, Чехословакии и даже отчасти Югославии с Румынией. Немцы боялись, что проведя индустриализацию и перевооружение, эти страны станут конкурентами для немецкой промышленности, перестав покупать товары, а главное смогут противостоять её военной мощи. По существу получалось, что немцы своими поставками усиливают будущего врага. В четырех из этих странах было развито танкостроение (Советы, Польша, Чехословакия и Венгрия) на достаточно высоком уровне. Плюс авиастроение. И прогрессу в индустриализации в немалой степени способствовали поставки немецких станков, оборудования и технологий. И тут всплыли интересные вещи.

По тому, что видел краем глаза, складывалось впечатление будто Советы после 1933 года прекратили торговлю с нацистской Германией. И немцы вроде как разорвали все торговые отношения. Только мол после пресловутого пакта Молотов-Рибентроп, советские ресурсы потекли в Германию. Оказалось всё не так просто. В период с 1929 по 1933 гг немецкие станки занимали долю в 54% всего станочного импорта СССР. А в период с 1933 по 1937 их доля упала до...53%. Будь я каким-нибудь Резуном, то написал бы что-то вроде "Кем ковался меч Сталина". Конечно советский экспорт после прихода Гитлера упал. В 1927 году он составлял 433 мил. рейхсмарок, а в 1933году 223 мил. Но как мы видели на примере с США это было связано отчасти с Великой депрессией. И стоит сравнить как было раньше. Перед ПМВ российский экспорт в Германию составлял аж 1425 млн. рейхсмарок(1913 г). И он падал. Когда в 1923 году торговые отношения между странами возобновились, сумма составила 147 млн. рейхсмарок. Наибольший урон советско-германской торговле нанесли события в Испании и подписание антикоминтерновского пакта, то есть с 1936 года. С этого года внешняя торговля постоянно падает. Минимум был в 1938 году(47,4 млн рейхсмарок), но уже в 1939 вырос до 52,8. Много это или мало? В том же 1939 экспорт Польши, вместе с Данцигом, составил 140,8 млн., а Финляндии 88,9. Три прибалтийские страны экспортировали в Германию с 1937 по 1939 в среднем более чем на 90 млн. рейхсмарок в год. (Цифры из англоязычной статьи в Википедии-Германо-советские торговые отношения 1934-1941)

В итоге получается, что смысла создавать экспортноориентированную экономику в нацистской Германии не было. Без преференций и дешевого сырья, немецкие товары были бы неконкурентны. Давать преференции нацистскому режиму никто не собирался, а дешевое сырье можно было получить только в обмен на высокотехнологичные товары, усиливая потенциального врага и создавая конкурентов на будущее. Можно было бы получить преференции открыв свой рынок, но это грозило зависимостью от иностранного капитала и снижением доли своего производителя, что могло негативно повлиять на рынок рабочей силы. Ухудшение на рынке труда привело бы к росту популярности коммунистов и кризису. Вначале экономическому, а затем политическому. Всему тому, что Германия прошла после поражения в Первой мировой и чего так боялись и бюргеры, и власть. Справиться с проблемами собирались создав самодостаточную экономику (автаркию) и захватив дешевые ресурсы военным путем. Чем всё это завершилось мы знаем.

-3

Правы ли были нацисты? По современному состоянию Германии мы видим, что отчасти экономически да. Поставками технологий и оборудования немцы взрастили конкурента в лице Китая. А потеряв доступ к дешевым ресурсам из России лишились и конкурентных преимуществ на международном рынке. Ресурс прочности у Германии конечно же есть. Вопрос только в том, насколько его хватит. И не захочет ли кто-то, после одного из кризисов, возродить старые идеи.

Автор: Владимир Вольф