Перед каждым специалистом неоднократно встают вопросы, в каком объëме делиться с родителями своими мыслями относительно перспектив развития ребёнка.
Мы все за правдивость. Родителям необходимо знать, что ждёт их детей по достижении совершеннолетия. Им вести ребенка по жизни, им готовить его к получению профессии. Однако без оговорок не обходится.
Крайне важно учитывать психотип родителей. Нужные слова, которые скажет специалист маме и папе не должны подкосить их.
В таких беседах преследуются две основные цели:
- настроить на продуктивную работу с ребёнком;
- помочь сориентироваться, как в данных реалиях строить дальнейшую жизнь семьи.
Но есть два момента, которые специалисты старательно "обходят"
- Как бы не настаивали родители, профессионал не будет выходить за рамки своей компетенции, т. е. не "пересечёт" границы своего диплома. Бесполезно пытаться получить от логопеда заключение, которое может дать только психиатр. В свою очередь, от невролога не добиться тонкой речевой диагностики.
- Ещё специалисты не скажут, что перестаньте бороться за устранение тех или иных симптомов, если теоретически с ними можно справиться. Другое дело, что попадание в идеальную ситуацию, когда эта теория воплотится на практике, маловероятно. Но ведь возможно! Вот родители и получают советы сходить ещё туда-то, сделать то или другое. Никто не возьмёт на себя ответственность отказать родителям в поиске этих оптимальных условий, где проблемы ребёнка разрешатся наилучшим образом.
Мне приходилось нарушать эти негласные заповеди специалистов
Очень редко, но бывало такое в моей профессиональной жизни. И границы диплома переходила, и в поиске идеальных условий не поддерживала.
Это всегда было уступкой сильнейшему давлению со стороны родителей.
Результаты моих отступлений разделились ровно пополам: кто-то отказывался мне верить, а другие облегченно вздыхали и благодарили за правду.
В одном из случаев меня в течение нескольких месяцев уговаривали "сказать правду" о состоянии интеллекта ребёнка. Я понимала, что родители точно не смогут принять реалии, хотя ничего непоправимого у ребёнка не было, просто работать нужно было долго до результата. Но "давили" на меня сильно, потому что родителям хотелось быстро добиться качественной речи.
"Подловили" меня на совершенно банальном психологическом приёме, когда в ходе диалога ты спокойно отвечаешь несколько раз "да", а потом, на расслабленности, не успеваешь отыграть назад и сказать "нет" на ключевой вопрос.
Вот я и попалась, шагнула на поле психиатрии и чуть-чуть превысила свои полномочия. Ожидаемо "правду" родители не приняли, на меня обиделись. Больше на приём они не пришли ни разу. Как я и предполагала, готовы к полноте диагноза мама с папой были только на словах.
А вот другой случай. Замученные двойками сына по русскому языку, родители годами ходили по логопедическим кабинетам. С выраженной дисграфией справиться ребёнок не мог. Ходили и ко мне. Понятно, что улучшить ситуацию можно, убрать 70-80% ошибок вполне реально. Но если этих ошибок 50-60 на весь диктант, то оставшиеся после коррекции 15-20 всё равно тянут только на двойку. Как-то мама с таким отчаянием в голосе спросила меня: "А можно с этой дисграфией в принципе справиться?" Взглянула я на неё и ответила то, что думала: "Нет." Мама просто в одно мгновение расцвела.
Ну почему же мне никто не говорил об этом раньше? Ведь уже 5 лет по городу ходим то туда, то сюда. Спасибо большое, я же думала, что мы мало занимаемся, себя винила. А дело в ней, в дисграфии.
Освободившееся от занятий время мальчик занял тем, что ему было по душе.
Нет 100% верного решения для всех случаев. Каждая семья в своем индивидуальном положении. Ни один специалист не обладает всей полнотой информации и знаний о ребёнке, чтобы предсказать течение его заболевания и строить прогнозы на десятилетия вперёд.
Я сторонник пошагового решения проблем. Справились с одним, идём дальше, что там на горизонте? Дойдем, увидим и будем думать, как поступить.
Всем успехов в развитии речи!