Найти в Дзене
alexunited

Бывает ли "носитель математики"?

В одном масштабном репетиторском чате, где много участников зарабатывают на репетиторстве очень много денег, часть - стремится их догнать, а часть - им всем не доверяет, преподавателю французского языка, а по совместительству - самому настоящему французу родом из Франции, сказали, что он находит себе учеников на очень высокий чек (кажется, 10к за 60 минут), только потому, что он является "носителем языка". Товарищ возразил, что вот, коллеге-математику тоже несут примерно столько же, а ведь "носителей математики" не бывает.

Александр Сергеевич - носитель математической культуры
Александр Сергеевич - носитель математической культуры

Отложим пока дискуссию на тему того, насколько для изучения иностранного языка важно (полезно, вредно и т.д.) заниматься с носителем. Мне интереснее обсудить тот факт, что "носителей математики" якобы не существует. Это не так. Носителем математики является любой, кто достаточно долго прозанимался ею в кружке. Кружковец (любого уровня) говорит и думает на языке математики, бегло читает математические тексты, ощущает себя частью общности - всеми признаками native speaker по Википедии обладает.

Давайте подробнее (прямо по списку):

усвоил язык в раннем детстве (во время критического периода) от своих родителей — носителей языка

Не в раннем, скорее всего, но в подростковом, вне критического периода. Да, казалось бы, слабое место. Но на самом деле, если покопаться, у большинства кружковцев интерес к математике и активное увлечение начались примерно в 3-5 лет - неважно, от родителей или от случайно обнаруженной книжки.

обладает интуитивным, естественным знанием языка (например, способен легко и неконтролируемо понимать не обращённую к нему речь)

Однозначно. Кружковец спокойно включается в разговор о математике любого уровня с любого места, интуитивно переводя услышанные понятия в образы. И шутки, обыгрывающие математические понятия, кружковец понимает намного быстрее тех, кто не принадлежит к этой касте.

способен к беглой спонтанной речи

Однозначно. Рассуждения кружковца опираются на математику в его голове.

коммуникативно компетентен (распознает разные типы релевантных речевых ситуаций и может вести себя в соответствии с принятыми коммуникативными нормами)

Однозначно. Кружковец рассуждает логически безупречно.

воспринимает себя как члена языкового сообщества

Да, кружковец однозначно воспринимает себя как часть общности и другого кружковца видит издалека.

говорит без иностранного акцента

У математиков, не занимавшихся в кружке, как правило, "акцент" сохраняется на всю жизнь - они могут блестяще овладеть логикой рассуждений и доказательств теорем, выучить определения и многие теоремы, ориентироваться в них лучше многих слабеньких кружковцев - но они разговаривают не так, и это слышно.

-2

При всём этом кружковцы, "носители математики", также, как носители любого другого языка, могут не владеть всеми тонкостями и деталями, путать ударения и пропускать запятые на письме. Без специального филологического технического образования носитель языка математики вполне может не знать каких-то слов утверждений или методов, тем более может не знать методик их преподавания. И наоборот - обладатель специального образования вполне может виртуозно владеть языком математикой и учить ей, не становясь при этом сам носителем.

Так что носители математики очень даже существуют. Вот только, как и в случае с носителем языка, это обстоятельство может служить лишь вспомогательным критерием при выборе преподавателя, но никак не основным. Кружковец вовсе не обязательно хорошо научит, а сильный педагог не обязан быть кружковцем. Но, конечно, лучше, чтобы педагог был и сильным, и носителем кружковцем.

Ну, вы поняли, что я ни на кого не намекаю...