Найти тему

Как поставщику подготовиться к сезонному росту закупок

Оглавление
Источник: Shutterstock.com
Источник: Shutterstock.com

В закупках есть периоды, когда спрос на товары и услуги растет. В такие сезоны у компаний-поставщиков повышаются шансы заключить выгодные сделки с государственными или коммерческими заказчиками. Как подготовиться и не упустить такую возможность, рассказываем вместе с Егором Скочиловым, руководителем проекта Секция государственных закупок ЭТП ГПБ.

Егор Скочилов, руководитель проекта Секция государственных закупок ЭТП ГПБ
Егор Скочилов, руководитель проекта Секция государственных закупок ЭТП ГПБ

1. Учтите общую сезонность закупок

Общая активность закупок меняется от квартала к кварталу. Согласно данным ЭТП ГПБ за 2019–2022 годы, в октябре — декабре на площадке размещается 30% от общего годового количества закупок. «В конце года организациям необходимо освоить остатки имеющегося у них бюджета, — поясняет Егор Скочилов. — Иначе в следующий раз они получат меньше средств».

Первый квартал, напротив, самый спокойный: в это время компании и учреждения заканчивают согласование бюджетов на новый отчетный период, строят планы и графики, рассчитывают начальную максимальную цену контрактов. Количество закупок начинает планомерно расти в феврале-марте.

Прогноз распределения закупок на ЭТП ГПБ в течение года. Источник: Аналитический центр ЭТП ГПБ
Прогноз распределения закупок на ЭТП ГПБ в течение года. Источник: Аналитический центр ЭТП ГПБ

Апрель тоже месяц активных размещений, а вот в мае заказчики предпочитают не публиковаться. «В праздники работа с процедурами усложняется: из-за сокращенных и выходных дней очень непросто рассчитать сроки всех этапов закупки, — объясняет Егор Скочилов. — Июнь-июль, в свою очередь, — это традиционный сезон отпусков и относительного затишья в закупках. Их количество снова возрастает только в августе».

2. Уточните сезон для своих товаров и услуг

-4

Помимо общей сезонности закупок есть и отраслевые периоды повышенного спроса. Товары и услуги по уборке снега администрации населенных пунктов и управляющие компании закупают в середине или конце осени. А вот продукты для детского питания школы и детские сады начинают массово приобретать к сентябрю. Если следить за изменениями в своей отрасли, можно спрогнозировать, когда спрос на те или иные товары вырастет. Например, с 1 сентября 2023 года образовательные учреждения обязаны один раз в день обеспечивать бесплатное горячее питание абсолютно всем ученикам 1–4-х классов, а не только льготникам, как было раньше, то есть потребность школ в продуктах, скорее всего, значительно увеличится.

Всплески закупок могут возникнуть и в силу неочевидных причин. «Летом 2022 года в Санкт-Петербурге травмпунктам резко понадобились перевязочные материалы и медикаменты, — рассказывает Егор Скочилов. — К середине лета они уже израсходовали все свои запасы, которых должно было хватить до января. Почему так произошло? В городе тогда запустили новый сервис по аренде самокатов, а спрос на услугу уже в мае вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом. В результате больше людей стали получать травмы и обращаться за медицинской помощью. Компания-поставщик должна прогнозировать рост спроса на свои товары исходя из анализа текущей ситуации и собственного опыта».

Также стоит помнить, что в каждом регионе есть особенности госзакупок. «Муниципалитеты придерживаются разных принципов работы: кто-то осуществляет закупку на год, кто-то закупает на квартал, кто-то помесячно», — добавляет Егор Скочилов.

3. Составьте список потенциальных заказчиков

-5

Определив периоды роста спроса, поставщику надо понять, кто именно закупает такую продукцию или услуги, в этом помогут Единая информационная система и платные онлайн-сервисы. «На сайте нужно выставить фильтр по интересующему региону и ввести код ОКПД (общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности) своего товара. Система покажет список организаторов процедур, которые закупают подобную продукцию», — объясняет Егор Скочилов.

Выбирая местоположение потенциальных заказчиков, не обязательно ограничиваться домашним регионом. Эксперт рекомендует учитывать систему логистики своей компании: если уже есть налаженные регулярные поставки в другие, пусть и отдаленные города, стоит рассмотреть закупки местных заказчиков. Тогда доставку можно будет попробовать объединить и таким образом сэкономить. Чтобы проанализировать это, тендерному специалисту необходимо проконсультироваться с отделом логистики.

4. Сверьтесь с планом-графиком потенциальных заказчиков

-6

В ЕИС напротив наименования заказчика есть раздел «План-график». В нем можно заблаговременно посмотреть, что именно и когда будет приобретать конкретная организация. «Отслеживайте это в ручном режиме или воспользуйтесь автоматизированной системой, которая будет выдавать информацию по указанным параметрам, — уточняет Егор Скочилов. — Если пул заказчиков и объем поставок большие, тогда уточняйте планы закупок через специальные сервисы, которые собирают графики вместе и показывают, где и сколько товара требуется».

5. Оцените объемы и цены

-7

План-график заказчика содержит не только объем закупок, но и начальную максимальную цену контракта. С помощью этих данных поставщик может выделить для себя наиболее подходящие закупки. «Вы сразу поймете, в каких закупках точно не получится участвовать, — объясняет Егор Скочилов. — Например, если требуется слишком большой объем товара, который вы никак не обеспечите. Или если начальная максимальная цена контракта чересчур низкая». Чтобы точно определить подходящие варианты закупок, тендерному специалисту понадобится поддержка склада и бухгалтерии. Сотрудники помогут правильно оценить запасы компании и цены.

По словам эксперта, нужно рассчитать три цены:

  • Без учета доставки

Поставщику надо определить, по какой цене он готов продать свой товар, чтобы получить желательную прибыль.

  • С доставкой

Эту цену при необходимости допускается немного опустить, меняя опции: вид транспорта, частоту отгрузок и так далее.

  • Минимальную

Это предел, до которого возможно снизить цену и не уйти в минус. Еще возможен вариант, когда в рамках одной закупки цена на отдельные товары ниже минимальной, но другие позиции в закупке позволяют компенсировать разницу.

6. Закупитесь в низкий сезон или забронируйте товар

-8

Когда у поставщика есть понимание пула заказчиков, нужных им объемов и подходящих цен, он может участвовать в закупках с большей выгодой. Для этого нужно заранее учесть колебания цен на товары и пополнить запасы в тот момент, когда они будут ниже. «Если поставщик сам удачно купил или забронировал товар у производителя, то во время закупки он сможет опустить свою цену ниже, чем у конкурентов. Это даст больше шансов победить», — рассказывает Егор Скочилов. По словам эксперта, это особенно актуально для сахара, овощей с длительным сроком хранения, сезонных товаров, от которых производители ежегодно освобождают склады под новую продукцию.

Но даже если поставщиком по этой закупке выберут другую компанию, помимо конкурентных процедур — электронных аукционов, конкурсов, запросов котировок — есть и электронная закупка товаров или так называемая закупка с полки. «Поставщику нужно только опубликовать свой товар на площадке, — поясняет Егор Скочилов. — Она сама покажет потенциальным покупателям ваше предложение, если оно подойдет по критериям, в том числе по региону, объему, срокам».

7. Подготовьте документы

-9

В некоторых случаях необходимо заранее пройти аккредитацию по дополнительным требованиям, — напоминает эксперт. Например, если поставщик оказывает услуги по строительству, реконструкции, монтажу охранной и пожарной сигнализации, поставкам товаров в образовательные или медицинские учреждения либо собирается принять участие в закупках на сумму от 20 млн рублей.

Такая аккредитация подразумевает, что у компании уже должен быть релевантный опыт и его нужно подтвердить. В частности, чтобы претендовать на право осуществить крупную поставку, поставщик должен доказать, что ранее он уже исполнял подобные контракты стоимостью не менее 25% от цены закупки, в которой он хочет участвовать.

Если аккредитация по дополнительным требованиям к конкретной закупке не применяется, тендерному специалисту для участия в ней достаточно иметь под рукой копии документов: лицензии, выписки из саморегулируемых организаций, характеристики товара. Обычно они хранятся в юридическом отделе, и их стоит запросить у коллег заранее. Когда компания-поставщик решит участвовать в закупке, файлы нужно будет оперативно загрузить на платформу и подать заявку.

В этот момент очень важно быть внимательным и верно указать все данные: в случае ошибки заявку отклонят, и компания не сможет участвовать в этой закупке. А если поставщик на одной площадке ошибется трижды за квартал, он получит штраф, предостерегает Егор Скочилов.

Таким образом, перед сезонным повышением спроса компании-поставщику нужно провести определенную аналитику и подготовку. При этом тендерному специалисту понадобится помощь различных подразделений компании:

  • Бухгалтерии
  • Склада
  • Логистики
  • Юридического отдела

Увеличить вероятность победы в закупках помогут вебинары экспертов ЭТП ГПБ. На них специалисты подробно и доступно объясняют все тонкости электронных конкурсных процедур и не только.