Женщины в дореволюционной России часто зависели от мужчины, будь то их отец или супруг - именно на нем лежали все финансовые заботы и он определял внутрисемейные обязанности. Бывали, конечно, и исключения, но чаще всего женщина могла получить в свое управление семейное дело (если таковое имелось) только после смерти мужа. И стоит признать, часто с этим справлялась она весьма неплохо. Примеров даже на этом канале уже было предостаточно: Мария Морозова, Агриппина Растеряева, Мария Елисеева.
Сегодня мы поговорим об еще одной женщине, взявшей в руки крупный бизнес. Ее еще при жизни называли «пароходной королевой», а писатель Максим Горький, как говорили, взял ее за образец, когда создавал Вассу Железнову. Но только история самой Марии Капитоновны Кашиной, а именно так зовут нашу героиню, немного мутная.
Родилась Мария Капитоновна в 1855 году в семье простых крестьян. Никаких точных данных о ее ранних годах, нам не известно, да это и не удивительно - крепостные редко записывали сведения о себе или своих детей, попросту было не до этого. А если ты не умеешь писать, то совсем все худо. Предполагается, что местом рождения Марии был какой-то населенный пункт близ Рыбинска, но утверждать с полной уверенностью это никто не может. Даже девичьей фамилии ее не сохранилось.
Какая-то информация начинается появляться только с 1873 года. Именно тогда девушка вышла замуж за другого крестьянина - Михаила Матвеевича Кашина, который был старше нее на 15 лет и уже имел бездетный брак за плечами, - и перебралась с ним в Нижний Новгород.
Крепостное право было уже больше 10 лет как отменено, так что, пусть и с большими сложностями, многие бывшие крепостные пытались начать свободную жизнь и даже открыть свое дело. Был в числе таких и Михаил Кашин, который сразу же после женитьбы решил пустить скопленные еще его отцом средства на строительство буксирного парохода «Манифест». Компаньоном отца и сына Кашиных стал некий Константинов, то ли такой же крестьянин, то ли купец. Но вскоре Михаил Матвеевич понял, что работать в складчину - не для него, и продал свою долю.
Однако дело-то было и правда прибыльное, так что Кашин уже самостоятельно заказал на пермском заводе пассажирский пароход, который назвал в честь деда «Аввакум». На нем он стал курсировать по Нижегородской губернии и за ее пределы, заходя время от времени в населенные пункты. Везде Кашин выполнял работу самостоятельно, а его клиентами становились не самые богатые слои населения - мастеровые, крестьяне, богомольцы и простые странники. Причина была в относительной дешевизне кашинского парохода - всего 5 копеек. Но и удобств там было не много, пассажирам приходилось сидеть, есть и спать на ящиках, тюках или прямо на полу.
Конечно, с ним пытались соревноваться. Другой пароходчик по фамилии Зарубин как-то решил пустит свои суда еще дешевле, чем Кашин. На что Михаил Матвеевич еще больше снизил цены. Тогда конкурент тоже понизил стоимость. И так по очереди. Постепенно это к тому, что оба предпринимателя стали возить своих клиентов бесплатно, а Кашин сверх этого еще и угощал их французскими булками. Дальше Зарубин ничего предложить не смог и закончил это соревнование. Кашин же сразу вернул прежнюю стоимость и перестал раздавать булки. Зато конкуренты четко поняли, что человек перед ними принципиальный.
Во всех делах Михаилу помогала его супруга, выступавшая ревизором и кассиром. В честь нее он назвал один из следующих своих пароходов, «Марию». Дальше бизнес продолжал расширяться, и уже к 1891 году Кашин стал купцом первой гильдии. Счет денег уже шел на миллионы. Мария Капитоновна взяла на себя роль партнера мужа и сопутствовала всем его начинаниям. В семье на тот момент уже подрастало четверо детей.
Принимало участие семейство Кашиных и в устройстве города. Особую роль в их жизни занимала благотворительность. Они выделяли приличные суммы на содержание речного училища и убежища для призрения бедных детей.
Но с приходом в жизнь Михаила Кашина денег у него появились новые увлечения. Он все больше времени проводил в питейных заведениях и притонах, много выпивал, развратничал в том числе с малолетними девицами, играл в карты и, конечно, проигрывал приличные суммы. Дошло до того, что как-то на игорным столом он лишился одного из своих пароходов. Говорили, что его даже специально спаивали завистники. Привело это к печальному исходу - в 1895 году Кашина стали судить за растление малолетних, но до приговора он не дожил. Вдова организовала ему пышные похороны.
Уже позже, когда Максим Горький писал свою трагедию «Васса Железнова», прообразом главной героини в которой стала Мария Кашина, он представил, что муж ее принял яд. Причем сделал он это с подачи жены, которая всеми силами стремилась избавить семью от позора. Эта версия стала распространяться в обществе, и даже знакомые с этой семьей люди время от времени поговаривали, что к смерти Михаила действительно приложила руку его вдова.
Тогда семейное дело взяла в свои руки Мария. На ней лежала непростая задача - не только развить прибыльный бизнес, но и спасти репутацию, которую ее супруг изрядно попортил. Однако женщина оказалась с железной хваткой: при ней стали открываться новые линии, строились пароходы, арендовались участки под пристани. Устаревшие пароходы сменялись более современными. В двух словах, дело шло. Кашинские пароходы стали первоклассными и ежедневно совершали плавания по городам России, доходя и до Москвы. При этом они все еще держали цену ниже той, что была у их конкурентов. Именно при Марии в 1900-е годы бизнес достиг своего максимального расцвета.
Конечно, немалую роль в этом сыграл характер Кашиной. Современники говорили, что женщиной она была жесткой, требовательной и способной на самые ужасные поступки для достижения собственного благополучия. За глаза ее прозвали «стервой». Недруги ее в какой-то момент даже решили «устранить» женщину, наняв для этого некоего Вениамина Крупина из Сарапула. Но тот испугался убивать Кашину и явился с повинной в сыскное отделение.
При этом Мария Капитоновна была женщиной крайне религиозной. Но и на это у «понимающих все» людей был ответ - грехов на ней много, вот и замаливает.
Но вот уже к 1910 году начались проблемы. Причем не только у кашинского предприятия, но у всех судоходных компаний. Конкретно у Марии Капитоновны за недоимки описали три парохода, в том числе «Мария» и самый первый «Аввакум». В 1911 году другой пароход Кашиной наскочил на камни и затонул. К счастью, никто не погиб, но товар, который на нем находился, был утерян, а, значит, нужно было покрыть его стоимость.
От постоянных нервов здоровье предпринимательницы сильно пошатнулось. Она хотела передать дело сыновьям, но те оказались неспособны к управлению, да к тому же тоже стали, как и отец, попадать в скандалы. Один из них, Михаил, избил актрису, после чего та пыталась покончить с собой. Этот, как и другие подобные случаи, активно освещался в прессе.
Пароходство пришлось продать за 1 305 000 рублей. Это был конец семейным частным компаниям на Волге и Каме. После расчетов по долгам у Кашиной осталось имущество на сумму чуть больше 378 тысяч, которое унаследовали ее дети.
Сама Мария Капитоновна прожила три года после этой продажи и скончалась в 1916 году. Тело ее, как и ранее ее супруга, было захоронено на Казанском кладбище в Нижнем Новгороде, но при строительстве университетских общежитий их могилы были уничтожены.