Как и было обещано в предыдущей публикации этого цикла, теперь документальные части публикаций через одну будут вновь посвящены боевому пути и награждениям бойцов и командиров 39-й гвардейской танковой бригады.
Мы "расстались" с 39-й гвардейской танковой бригадой в последний день февраля високосного 1944 года. Вот ссылка на ту публикацию: https://dzen.ru/media/istorii_nagrazhdenij/vot-takie-syrniki-6426851db2be13638d738e49
Следующим после наградного приказа от 29 февраля 1944 года в открытых источниках есть приказ от 15 марта 1944 года. Хотя номера приказа от 29 февраля и приказа от 15 марта различаются аж на 5 номеров...
Петр Гогович гвардии старшина, помощник командира взвода разведки роты управления бригады. Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года, а в Красной Армии служил с октября 1940 года. Дважды ранен. Представление датировано 14 марта 1944 года.
Гвардии старшина давал целеуказания танкистам на поле боя, "под огнём противника разведывал пути прохода для танков в опасных участках", некоторе время руководил взводом разведки.
Вот наградной лист на гвардии старшину Гоговича, оформленный 24 декабря 1943 года на его первую боевую награду. В то время гвардии старшина был ещё командиром бронетранспортёра роты управления.
Представление подготовлено на медаль "За боевые заслуги". Решением командира бринады старшинство награды поднято на одну ступень.
Забегая чуть вперёд привожу третий наградной лист на гвардии старшину Гоговича, оформленный 8 июля 1944 года.
За боевую работу в период с 23 июня 1944 года, то есть фактически с начала операции "Багратион" гвардии старшина был представлен к награждению орденом Славы 3-й степени за то, что будучи легко раненым продолжал выполнять боевую задачу, принял командование разведвзводом, "уничтожил огнем из своего личного оружия одного гитлеровца и один ручной пулемёт". Приказом по войскам 43 армии 1-го Прибалтийского фронта от 18 июля 1944 года гвардии старшина Гогович был награжден этим орденом.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Теперь публикации "про Степку" выходят дважды в неделю, по понедельникам и пятницам.
Через несколько секунд Степка понял, что жест с поднятой вверх ладонью был адресован не ему. Справа от него раздались частые винтовочные выстрелы. Дерил сейчас явно отвлекал внимание разбойников на себя. Другой звук, отвлекший всех вольно или невольно собравшихся на плато, донесся с неба. Это был звук самолётного мотора. Сам источник этого звука пока не был виден из-за сгустившихся туч. От места приземлившегося самолёта взлетели одна за другой три ракеты. Через несколько секунд в небя появилась чёрная точки, быстро превратившаяся в обычный "кукурузник", который сделал круг над плато, помахал крыльями и полетел на юго-восток, вскоре опять скрывшись из видимости.
Курдо и Степка обменялись кивками и лейтенант "исэ" снова увидел поднятую вверх руку теперь уже с двумя торчащими пальцами. После второго выстрела курд полез наверх. Степка последовал его примеру. Преодолев косогор и замерев на мгновение в позе бегуна-спринтера на старте лейтенант "исэ" сильно оттолкнулся ногами и рванул вперёд. Он не кричал, а считал в уме, сколько раз выстрелил из обоих пистолетов на бегу по приближающейся каменной гряде. В его планы входило достичь позиций разбойников, имея в каждом из пистолетов хотя бы по одному патрону. Сзади истошно закричал майор Бреус:
- За Родину!.. За Сталина!.. Ура-а!..
Обогнать Курдо Степка не смог. А справа от баррикады из чемоданов и камней к позиции разбойников теперь бежали двое офицеров, стреляя из пистолетов и тоже громко что-то выкрикивая. Впереди двигалась грузная фигура Захара Матвеевича. Он добежал до ближайшего убитого при отражении первой атаки разбойника, подобрал валявшуюся рядом с телом винтовку, передёрнул затвор, встрелил и побежал дальше.
Первым ворвавшись на позицию противника курд довольно оригинально использовал свою винтовку в качестве холодного оружия. Он метнул её как копьё в спину убегавшего "басмача". Из-за большой папахи на голове пронзённого штыком разбойника Степке пришло в голову теперь именно такое слово.
Вынув свой кинжал из ножен Курдо проткнул им ещё двух басмачей, сидящих на земле, и побежал за третьим. Ещё несколько убегающих разбойников мелькали теперь метрах в тридцати впереди на краю плато. Степка выстрелил в ближайшего басмача, который в этот момент на бегу обернулся к Курдо. Пуля из ТТ попала в басмачу плечо, заставив выпустить из рук обрез. Это было последнее осознанное движение обезоруженного разбойника. Через мгновение кинжал Курдо снёс ему голову.
Последний патрон из "люгера" Степка истратил, выстрелив в мелькнувший за дальним камнем силуэт другого басмача. Но пуля только чиркнула по камню. А из-за ближайшего камня в лицо Степки вдруг уставилось сдвоенное дуло двуствольного ружья. Над дулом зло горели два глаза, заросшие седой бородой снизу и густыми бровями сверху. Лейтенант "исэ" бросил в эти глаза пустой "люгер" и метнулся в сторону, стараясь прыгнуть от выстрела за камень. Патрон в двустволке, которым басмач выстрелил в Степку, был снаряжен чёрным порохом и дробью. Порох при этом был не очень высокого качества. Первому факту Степка получил подтверждение в виде большого облака дыма, скрывшего на мгновение стрелка. Второй факт получил подтверждение после того, как несколько "иголочек" вонзились лейтенанту "исэ" в бок и основание левой ноги. Сильно больно не было, но нога сразу "ослабла" и захотелось присесть.
А Курдо теперь сражался на кинжалах с пожилым басмачом в чалме, расшитом халате и с длинной седой бородой. Сзади к Степке, оперевшемуся на камень, подбежал майор Бреус:
- Вы ранены, товарищ лейтенант?..
Степка буркнул в ответ "ерунда", торопясь вставить новою обойму в ТТ. Курдо отступал, явно проигрывая в мастерстве владения кинжалом своему сопернику. По крайней мере, уже три кровавые отметины появились на рукавах его халата и шароварах. Майор Бреус пробурчал "это больше невозможно терпеть" и выстрелил из своего "вальтера" в бородатого басмача. Пуля попала тому в горло. Кровь из раны хлынула фонтаном. Рядом с упавшим телом басмача обессиленно опустился на землю курд, со злостью посмотрев на майора и что-то выкрикнув. К раненому подскочил Дерил, стал снимать халат, поить из большой круглой фляги, извлечённой из-под халата, и пытаться остановить кровь, перевязывая руки и ноги раненого выше порезов тонкими кожаными жгутиками.
Запыхавшийся Захар Матвеевич присел на соседний камень, потрепал сидящего Степку по шапке и спросил, кивнув на пару в халатах:
- К-кто они такие, Степан?
- Курды вроде бы... Я читал про них. Их много в Иране живёт... Старшего зовут Курдо, а младшего Дерил...
- Вы и познакомиться успели!.. Тебя зацепило? Давай помогу!..
- А у вас там как дела, Захар Матвеевич?..
- Да не так, чтобы очень... Этот супостат со скалы до того, пока его не сняли, сумел двух человек насмерть положить и одного сильно ранить в спину... Радиста... Двигаться нужно отсюда быстрее, а то только трупы и калек привезём...
- На самолёт же нас вроде увидел?..
- Ну и что?.. Он же здесь садиться не будет... И тем более не взлетит...
- Помощь вышлют за нами конечно, но сколько ещё времени тогда пройдет?..
Вторым офицером, участвующем во "фланговой атаке", оказался Яков Соломонович. Он был занят сейчас другим важным делом. Старший лейтенант интендантской службы собирал у убитых басмачей оружие и складывал его в кучку. На оставленной противником позиции осталось восемь неподвижных тел. Сборщик трофеев не поленился сходить к скале, с которой упал убитый басмач, принести его винтовку, патронташ и кинжал в кожаных ножнах. "Люгер" он поднял и принёс владельцу со словами:
- Личным оружием разбрасывайтесь, товарищ лейтенант!.. Не хорошо...
Степке бок и нога стали уже печь, он кивнул майору "помогите" и попытался снять шинель, не вставая. Часть дроби застряла в "двойной" подогнутой поле шинели. До тела "добрались" четыре дробины, из них две застряли практически сразу под кожей. Матвей Захарович вылил из своей фляжки остатки коньяка на входные отверстия, сказал "терпи, казак" и быстро извлёк обе дробины с помощью перочинного ножа. Кровь от этого пошла сильнее, но ногу печь стало меньше. Захар Матвеевич достал из кармана шинели несколько белых лоскутов, оторванных от чьей-то нижней рубахи.
После перевязки Степка попытался встать и сделать несколько шагов. От движений стало больней, но пока эту боль терпеть было можно. Дерил подошёл и протянул круглую фляжку. В ней оказалась не вода, а кисловато-горьковатая жидкость со странным привкусом, после двух глотков которой Степка почувствовал себя намного бодрее. Курдо теперь лежал на спине и улыбался ему. На захваченную басмаческую позицию приковылял наконец майор Анисимов и получил от Степки назад свой ТТ. Захар Матвеевич теперь сидел около раненого курда, продолжая выполнять обязанности санитара и бурчать:
- Девушку уже превязывал, теперь вот курда довелось перевязывать... А войне-то ещё не конец...
Майору, рисуя осколком камня на земле, и с помощью выразительных жестов удалось быстро выяснить у Курдо, в какой стороне находится ближайшее селение и какое до него расстояние. Раненый после этого что-то коротко приказал младшему соплеменнику, и тот убежал. Снимая кинжал и патронташ с тела обезглавленного басмача старший лейтенант старался смотреть в сторону, а проходящий мимо с осмотром "тылов" захваченной позиции Захар Матвеевич вздохнул, накрыв тело и лежащую рядом голову брошенной отступившими басмачами рваной грязно-белой буркой. При этом он спросил у Степки, показав на курда:
- Это он кинжалом его так?..
Степка кивнул. Майор хмыкнул:
- Лихо они тут воюют!.. А это чья винтовка?..
Захар Матвеевич показывал теперь на винтовку, штык у которой торчал из спины сраженного басмача. Лейтенант "исэ" кивнул на Курдо:
- Его же...
Майор развёл пуками, выдернул винтовку и отнёс её к раненому курду. Степка доковылял к куче огнестрельного трофейного оружия. Кинжалы в ножнах и патронташи лежали отдельными кучками. Яков Соломонович был педант и хорошо знал дело материального учёта. Лейтенант "исэ" распознал среди трофейных ружей и винтовок, два немецких "маузера", обрез из "трехлинейки" и неукороченную "трёхлинейку". Ещё на земле лежали две винтовки неизвестных лейтенанту "исэ" образцов, два одноствольных ружья, двухстволка, из которой он получил заряд дроби, и очень большой револьвер с длинным и толстым стволом. Захар Матвеевич извлёк из кучи два заинтересовавших его трофея:
- Смотри, Степан, это "берданка", а это вообще кремнёвое ружье наверное столетней давности... Если судить по этому арсеналу, то нападавшие были из простых и не очень удачливых разбойников... Интересно, сколько их в итоге сбежало?
Степка пожал плечами и опять присел на холодный камень. Его снова начало слегка мутить. На плато вскарабкался Дерил, который теперь тянул за уздечки двух осёдланных лошадей. Вслед за ним на плато появился третий курд, выше ростом, чем его соплеменник, но ещё более худой и одетый несколько иначе. За спиной у него тоже была винтовка.
Подбежав к сидящему теперь на земле Курдо, опирающемуся спиной на камень. Новое действующее лицо о чем-то быстро переговорило с раненым и погладило его по щеке. Дерил после этого взял третьего курда за руку, подвёл к Захару Матвеевичу и Степке, указал на своего спутника пальцем и произнёс:
- Джанан!..
На Степку из-под густых и чёрных ресниц взглянули большие тёмно-карие девичьи глаза. Его головокружение и тошнота внезапно куда-то исчели. Девушка разглядывала Степку с нескрываемым любопытством и с некоторым вызовом. Он услышал как бы со стороны свой голос:
- Степан...
В ответ он увидел белозубую улыбку и опять услышал:
- Джанан...
Девушка улыбнулась и протянула Степке круглую флягу. Далёкий голос Захара Матвеевича, стоящего рядом, вернул Степку к реальности:
- Потом в свои гляделки доиграете, молодёжь!.. Ехать надо!..
Степка сделал пару глотков бодрящей жидкости и протянул флягу. Джанан помотала головой, придвинула протянутую флягу ладонью обратно, что-то быстро сказала и побежала к лошадям. Лейтенант перекинул ремешок через голову и пристроил флягу на правом боку.
До самолёта добрались быстро. Степка и Курдо ехали верхом. Третья лошадь везла тюк трофеев. Под пристальным взглядом девушки Степка, сильно покраснев, смог вскрабкаться в седло только с помощью Захара Матвеевича.
Неловко спешившись Степка опять почувствовал сильную боль в животе. Он снова хлебнул из круглой фляги и протянул её лежащему на земле бледному подполковнику:
- Товарищ подполковник, там что-то бодрящее налито. Выпейте, полегчает...
Фляга "пошла по рукам" и вернулась к Степке уже пустой. За это время Захар Матвеевич с помощью ветки, нескольких камешков и куска очищенной от мусора земли сумел договориться с Курдо и дальнейших планах.
Вместе со Степкой "не ходячих и ограниченно ходячих" оказалось шесть человек. Их общими усилиями посадили по двое на лошадей. Степка теперь сидел позади майора со сломаной ногой. На "базе" ждать прихода помощи охранять тела четырёх погибших (радист перестал дышать уже перед самым выходом) самолёт, трофеи и чемоданы оставались майор Бреус и Дерил.
Курдо взял под уздцы головную лошадь, а Джанан выполняла такие же обязанности у лошади, на которой теперь ехал Степка. По вплетёным в лошадиную гриву разноцветным шнуркам лейтенант "исэ" понял, что это и есть лошадь девушки. Захар Матвеевич с немецкой винтовкой за спиной замыкал "конно-пешую колонну". У Якова Соломоновича и майора Анисимова (теперь уже не хромавшего) за плечами виднелись стволы винтовок. Оба офицера с винтовками были отправлены в головной дозор с приказом "всё время быть впереди, но в пределах прямой видимости" Тяжелая "берданка" была оставлена майору Бреусу.
Через час пути каравана на юго-восток по горной местности стало смеркаться. А ещё через минут сорок со стороны головного дозора ветер принёс концовку фразы:
- ...Кто идёт?..
Поздравляю всех уважаемых читателей с наступаюшим Новым годом! Желаю интересного чтения в 2024 году!
Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.