Воодушевленная задачами нового пролетарского мира, советская архитектура в середине 20-х годов прошлого века начала развиваться в очень быстром темпе. Начиналась эра новой архитектуры, которая должна была быть созвучной новому образу жизни людей и не была бы похожей на предыдущие архитектурные стили. В Советском Союзе ее возглавили молодые архитекторы К. Мельников, братья Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов и другие их сподвижники. В 1925 году организационно сформировалось "Объединение современных архитекторов" (ОСА). Это была группа "конструктивистов", которая до середины тридцатых годов лидировала в советской архитектуре. В ноябре 1924 года Советскому Союзу пришло приглашение принять участие в Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже. В результате всесоюзного конкурса проект К. Мельникова был признан лучшим. Выстроенный по проекту Мельникова Советский павильон стал событием в международной жизни 20-х годов и остался таким в истории мировой архитектуры XX века. В 1926 году Советский павильон, единственный со всей Международной выставки, вторично был собран на одной из парижских улиц в качестве профсоюзного клуба.
В 1927 - 1929 годах Мельников выстроил в Кривоарбатском переулке в Москве жилой дом для своей семьи. Это был редкий случай когда небольшой жилой дом был признан шедевром мировой архитектуры.
Конструктивизм - часть широкого творческого течения в советском искусстве первых послереволюционных лет, метод архитектурного проектирования, возникший в первой четверти XX века в СССР, как отражение новой идеологии авангардного пролетарского искусства. Творческий метод "конструктивистов" в профессиональном отношении был близок к тому, что в странах Западной Европы и США именовалось тогда "функционализмом" или "рационализмом". Часто происходило взаимопроникновение идей и их исполнения. Многие идеи разработанные советскими конструктивистами, были осуществлены их западными коллегами в конкретных постройках. Конструктивизм как авангардный стиль добился значительного успеха в СССР, и был с большим интересом воспринят на Западе. В двадцатые годы прошлого столетия русские архитекторы и художники посетили Запад (К. Мельников, В. Кандинский, К. Малевич). В то же время западные архитекторы посещали СССР и во многих случаях работали в Советском Союзе (Ле Корбюзье, Б. Таут, Э. Мэй, Э. Мендельсон). Были открыты дизайн - школы, ВХУТЕМАС в Москве и Баухаус в Дессау (Германия), готовившие молодых архитекторов и художников. Выставки модернистского искусства проходили в различных городах Европы и в Нью - Йорке. Многие западные журналы писали о советском конструктивизме. Интерес Запада к наследию конструктивизма продолжается и по сей день в виде многочисленных публикаций и крупных музейных выставок.
Современная архитектура стала складываться одновременно в Советском Союзе и странах Западной Европы и США в начале двадцатых годов прошлого столетия. Новая архитектура пробивала себе путь в борьбе со старой академической школой, ориентированной с оглядкой назад на архитектуру древних Греции и Рима, на архитектуру эпохи Возрождения. Западная архитектура прошла этот долгий путь с успехом и сейчас города Западной Европы обогащенные зданиями и сооружениями современной архитектуры, выглядят интересно и привлекательно. В СССР этот путь был прерван в начале тридцатых годов, когда вышло постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно - художественных организаций", был создан Союз архитекторов СССР и началась политика освоения классического наследия и стилевая направленность советской архитектуры существенно изменилась. Занавес опустился и на первый план вышел сталинский ампир. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и сталинский неоклассицизм. Судьба пионеров современной архитектуры на Западе и в СССР сложилась по разному. Выдающиеся западные архитекторы пионеры современной архитектуры Ле Корбюзье (Франция), В. Гропиус (Германия), Мис ван дер Роэ (Германия), Ф. Райт (США) и архитекторы второго поколения А. Аалто (Финляндия), К. Танге (Япония), О. Нимейер (Бразилия) и многие другие, внесшие огромный вклад в развитие современной архитектуры, прожили свой архитектурный век в лучах славы и почета. По другому в СССР сложилась судьба лидеров русского авангарда подававших в начале пути большие надежды. Начиная с начала тридцатых годов прошлого столетия, они были лишены заказов на проектирование и в основном прожили свой век в безызвестности. В настоящее время города Западной Европы и США стали более красивыми, нарядными и привлекательными, благодаря высокому стилю современной архитектуры. А архитектура Советского Союза утерявшая свой авангард современной архитектуры, пошла по другому пути и как следствие этого, большинство городов бывшего Советского Союза, выглядят вполне провинциально, и понадобится время и большие усилия, чтобы наши города обрели статус городов с высоким архитектурным стилем.