Найти в Дзене
ДВИЖЕНИЕ ЭКА

Кто придумал углеродный след?

Каждый товар имеет свой углеродный след — все те парниковые газы, которые попали в атмосферу в процессе производства, перевозки, хранения, использования и утилизации этого товара. Например, для одноразового пластикового пакета это 33 г CO₂-эквивалента. Разбираемся, кто отвечает за углеродный след продукта – потребители или компании.

Кто придумал углеродный след

Думаете, это понятие создали экоактивисты или ученые? Нет. Это сделала вторая по величине в мире негосударственная нефтедобывающая корпорация British Petroleum (BP).

В начале 2000-х она наняла PR-агентство, которое разработало для нее масштабную ребрендинговую кампанию. British Petroleum переименовала себя в Beyond Petroleum («За пределами нефти»), демонстрируя, что берет курс на экологичность. И стала продвигать идею о том, что вина за изменение климата лежит на обычных людях.

Тогда же ее пиарщики придумали термин «углеродный след». А в 2004 году BP представила первый в мире калькулятор CO₂-следа и предложила потребителям оценить, как их повседневная рутина – поездки на работу, питание, развлечения – влияет на глобальное потепление.

Гринвошинг удался

В то же время BP известна, как компания, на которой лежит большая часть вины за один из самых масштабных разливов нефти в мире. В 2010 году в Мексиканском заливе взорвалась и затонула нефтяная платформа Deepwater Horizon, которой управляла BP.

Это повлекло за собой крупнейшую в истории США экологическую катастрофу. За несколько месяцев разлива в море попало 668 тысяч тонн нефти, площадь пятна составила 176,1 тысяч квадратных км. Глава компании Тони Хейворд лично извинялся перед жителями США за произошедшее в рекламном ролике BP.

Сегодня корпорация продолжает добывать гигантские объемы нефти и газа. Вместе с тем она отказалась от плана сократить добычу углеводородов к 2030 году на 40% по сравнению с 2019-м. Теперь целевая отметка – 25%.

Эта история – пример масштабного и крайне успешного гринвошинга. BP не просто создала себе ложный «зеленый» имидж. Она заставила весь мир поверить в то, что вина за изменение климата лежит на конечных потребителях.