Лишь в правление названого царя Россия ни с кем не воевала, что явилось нонсенсом на фоне всей ее предыдущей истории (начиная с самого начала XVI столетия, когда она появилась). Если бы не смерть от менингита старшего брата, Николая, то такой долгой передышки, возможно, и не произошло бы. Ведь МИР связан именно с уникальной личностью Александра. Но он сам попал на трон из-за описанной выше трагедии (Александра срочно начали «доучивать» – для правления державой требовалось больше знаний, чем те, которые у него были). Получается, сама Судьба распорядилась? В чем же заключался миротворческий феномен царя?
В 1-ю очередь, в том, что этот великан и силач умел правильно поставить себя перед Западом!
Никакой войны с Британской империей!
Аборигены Афганистана, которых науськивала Британская империя, формально аннексировавшая Афганистан (хотя на деле ей подчинялось всего несколько его кусочков) делали набеги на ту часть Средней Азии, которая де юре уже была российской. Англичанка, привыкшая гадить, очень надеялась, что русские войска пойдут широким фронтом на юг. Т.е. на то, что Россия ввяжется в войну. Однако наша держава всего лишь жестоко отражала такие атаки, делая такие же мелкие рейды в ответ (уничтожая разрозненные «гнезда» разбойников). В итоге те просто перевелись.
Тогда посол Англии потребовал извинений, по сути, продолжая тем самым провокацию. Но нет!
Никакого конфликта с Австро-Венгрией!
Россия ограниченным контингентом засветилась в конфликте на Балканах – кое-где защитила братушек. Австрийский посол прибыл на прием к русскому императору и передал ноту, в ходе которой, разгорячившись, намекнул, что Австрия может мобилизовать 2, а то и 3 корпуса на войну. Как в случае с британцем, Александр (известный своей уверенностью, флегматичностью и невероятной силой) был немногословен. Он вообще старался не замечать гостя. Лишь после озвученной выше его реплики (выдержанно дослушав ее до самого конца) наш помазанник стал вдруг более суров взглядом. Схватил вилку, согнул ее петлей и бросил нарочито близко к послу: «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя корпусами». И Вена больше не поднимала вопрос…
Никаких дел с Францией или Германией!
Французский и германский дипломаты по-очереди старались попасть на прием к правителю. Но в наибольшем количестве случаев наш монарх заставлял их ждать: то нарочито долго удил рыбу, то выезжал куда-то… Немец так вообще один раз попытался пролезть на прием вне очереди. Бесполезно! А все дело в том, что оба государства тогда (через несколько лет после франко-прусской войны) имели друг с другом отвратительные отношения. И каждое из них пыталось заручиться союзом нашей империи, чтобы напасть на другую (у тех были спорные территории).
Ничего удивительного. Со времен Анны Иоанновны и до Александра I Запад использовал нашу армию в своих разборках как хотел, навязывая союзнические отношения (у России всегда враги). Но Александр III, более принципиальным способом продолжая политику Николая I и своего отца, сказал сакраментальную фразу «У России лишь один союзник – ее армия и флот». То есть он не выступил ни на стороне французов, ни на стороне немцев. Впрочем, французы благодарны ему за тайный договор, просуществовавший, по сути, до 1917 г. В честь самодержца в Париже назван мост. В городах имеются улицы, названные в честь названного государя. Европа-то уважала его.
Хочешь мира – готовься к войне
Именно при Александре Александровиче в стране произошел промышленный переворот (увеличилась выплавка чугуна, появилось наибольшее количество ЖД и пароходов, большая часть и тех, и других была национализирована, продолжались успехи в интенсификации аграрной сферы). Как нечто разумеющееся, произошло наращивание продукции военно-промышленного комплекса. Увеличилось число огнестрельного оружия, артиллерийских орудий, боеприпасов к ним и военных морских кораблей. В некоторых из этих отраслей уже были новинки. Этот, уже четвертый, фактор также сыграл свою роль в дель сохранения мира, а, значит – наращивания сил (император, конечно, понимал что Отчизну в будущем все равно не оставят в покое). Дальнейшая история дала понять, что русское Отечество пройдет еще через… много войн.
Единственное, чем герой обзора не занимался – развитие либерализма. Он всегда журил некоторых «прогрессивных» министров, считая проектируемые ими реформы «вредной ерундой». Либерализм (также как и военные союзы) это то, что, наоборот, ослабит Родину. Этот смелый сильный человек (поднимавший жеребца, удерживавший на плечах крышу горящего вагона и гнущий подковы) оказался прав на все 100 процентов. Как никогда это заметно именно в сегодняшние дни, когда слово «либерал» стало сверхточным синонимом понятию «5-я колонна».
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: