Найти в Дзене

Диспраксия у детей и аутизм

Оглавление

Здесь мы поговорим о том, что такое диспраксия, о ее симптомах у детей и о том, может ли диспраксия быть связана с расстройствами аутистического спектра.

Всем детям нужны навыки крупной и мелкой моторики в каждой повседневной ситуации. Любые проблемы с этими навыками приводят к трудностям в повседневной жизни и сильному стрессу. Именно к таким проблемам приводит диспраксия.

Диспраксия означает, что у ребенка есть задержка в развитии двигательных навыков, в первую очередь, в способности координировать разные движения между собой. Ребенок с диспраксией очень «неуклюжий», ему трудно выполнять сложные и комплексные движения, но при этом у него нет параличей или других проблем, ограничивающих его физически.

Что такое диспраксия у детей?

Диспраксия — это неврологическое расстройство, которое может повлиять на:

  • Навыки мелкой моторики.
  • Навыки крупной моторики.
  • Восприятие и память человека.
  • Обработку информации.
  • Познавательные функции.

Диспраксия может проявляться по-разному у разных людей. Одно из альтернативных названий диспраксии — нарушение координации движений. Его также называют «двигательная неуклюжесть».

Диспраксия есть, по существующим оценкам, примерно у 5% населения. Она чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек.

Как правило, нарушение координации движений проявляется очень рано. У детей с этим нарушением возникает больше проблем с крупной и мелкой моторикой по сравнению с их ровесниками. Часто это выражается в серьезных проблемах с повседневными навыками. Например, ребенок никак не может научиться аккуратно пользоваться столовыми приборами (часто пачкается и роняет еду); завязывать шнурки; писать от руки; играть с мячом (бросать и ловить мяч); ездить на велосипеде.

Диагноз «диспраксия», как правило, ставится в случаях, если у ребенка есть задержка в развитии двигательных навыков, он значительно отстает в них от сверстников, но это не объясняется какими-то диагностированными расстройствами.

У некоторых детей проявления диспраксии смягчаются и исчезают по мере взросления, у других они сохраняются во взрослом возрасте.

Диспраксия не относится к нарушениям развития. Однако она может негативно повлиять на учебу в школе, социальное взаимодействие и даже на перспективы трудоустройства во взрослой жизни. Как уже говорилось, она затрудняет обучение навыкам для повседневной жизни. Людям с диспраксией также может быть трудно поддерживать баланс, и у них есть проблемы с пространственным восприятием. Это может приводить к риску травм и сложностям в восприятии сигналов в окружающей среде.

В отличие от аутизма, диспраксия не влияет на социальные навыки, но косвенно она может осложнить социальное развитие. Например, дети с диспраксией могут испытывать дискомфорт и терпеть неудачи во время игр со сверстниками. Так, им может быть трудно ударить по мячу ногой, поймать или отбросить мяч. Это, в свою очередь, может затруднить общение с другими детьми.

Диспраксия также никак не связана с интеллектуальными навыками, но она может косвенно осложнить обучение ребенка в школе. Например, многим детям с диспраксией сложно вырезать ножницами и клеить аппликации, пользоваться карандашом и ручкой, раскрашивать, играть на некоторых музыкальных инструментах.

Одна из самых серьезных проблем для детей с диспраксией — письмо от руки, которое может быть для них просто мучительным. Для некоторых детей просто держать ручку или карандаш и пытаться писать — уже болезненный опыт. Обычно рекомендуется научить их печатать (возможно, на адаптированной клавиатуре) и разрешить им печатать для ведения конспектов и выполнения письменных заданий.

У детей с диспраксией также могут быть трудности с артикуляцией речи. Нередко их отличает необычное произношение и акценты во время речи. Им может быть сложно произносить длинные слова и предложения, они часто плохо контролируют громкость и тон речи.

Как и дети с аутизмом, дети с диспраксией могут иметь повышенную сенсорную чувствительность к температуре, звукам или вкусу. Они также могут стремиться к однообразию и избегать нового опыта, поскольку слишком часто сталкиваются со сложностями при попытках освоить что-то новое. Как и для детей с аутизмом, для них существует повышенный риск травли и насмешек со стороны сверстников. В целом, многие проявления диспраксии пересекаются с симптомами аутизма.

Симптомы диспраксии и пересечения с аутизмом

Симптомы диспраксии проявляются с младенчества и могут принимать разную форму на разных этапах развития. Ниже приводятся примеры того, как проявляется диспраксия на разных стадиях.

Младенчество:

  • Повышенная раздражительность.
  • Трудности с приемом пищи.
  • От 1 года до 3 лет:
  • Продолжение перечисленных выше симптомов.
  • Задержки в развитии навыков крупной и мелкой моторики.

Дошкольный возраст:

  • Проблемы с выполнением действий, для которых нужна координация глаз-рука (например, с причесыванием).
  • Проблемы с планированием своих действий (ребенок не может спланировать и выполнить последовательность разных движений для достижения цели).
  • Продолжающиеся трудности с контролем над навыками крупной и мелкой моторики.
  • Проблемы с мышечным развитием.
  • Трудности с устной речью, артикуляцией.
  • Трудности с обучением письму от руки.
  • Трудности с запоминанием.
  • Трудности с восприятием социальных сигналов.

Школьный возраст и старше:

  • Продолжающиеся проблемы с выполнением двигательных задач.
  • Продолжающиеся проблемы с памятью.
  • Проблемы с речевыми навыками.
  • Сложности с языковым развитием.
  • Нарушения исполнительной функции (планирования своих действий, самоконтроля и так далее).
  • Возможные эмоциональные проблемы (депрессия, тревожность и так далее).
  • Фобии и иррациональные страхи.

Легко заметить, что этот список напоминает симптомы аутизма. Проявления аутизма очень разнообразны и часто аутизм сопровождается другими расстройствами. Аутизму часто сопутствуют нарушения пищеварения, эмоциональные расстройства, нарушения сна, нарушения обучения (такие как дислексия, дискалькулия и так далее) и другие. В частности, при аутизме часто встречаются различные двигательные нарушения, в том числе, диспраксия.

Есть данные о том, что диспраксия гораздо чаще встречается при аутизме. В одном исследовании диагноз «диспраксия» более чем в 7 раз чаще встречался среди аутичных людей, чем среди не аутичных. Это соответствует данным о том, что для аутизма характерны двигательные особенности, особенно проблемы с координацией движений.

При этом у аутичных людей с диспраксией в среднем больше социальных проблем, чем у аутичных людей без диспраксии. Некоторые исследователи даже предполагают, что коррекция двигательных проблем у детей с аутизмом может улучшить не только двигательную сферу, но и их социальное развитие.

Существует ли лечение диспраксии?

Не существует медицинских препаратов или процедур для лечения диспраксии. Основная помощь при диспраксии — это регулярная, не лекарственная терапия, направленная на развитие недостающих двигательных навыков. Следующие виды терапии могут помочь при диспраксии:

Физиотерапия

Эта терапия помогает детям с двигательными нарушениями начать двигаться более свободно и освоить те движения, которые вызывают у ребенка трудности. При диспраксии физиотерапевты могут работать над улучшением координации глаз-рука, сохранением баланса и общей координацией движений.

Эрготерапия

Эрготерапевты работают с людьми с разными видами инвалидности или заболеваниями, помогая им улучшить двигательные и сенсорные навыки с помощью повседневных занятий. Эрготерапевты составляют программу повседневных занятий, которые способствуют развитию мышц и помогают освоить навыки для успешной повседневной жизни. Использование повседневных занятий может быть особенно важно, потому что это те действия, которые ребенок действительно будет часто совершать, и которые важны для него самого.

Логопедия

Логопед может помочь ребенку, у которого есть проблемы с артикуляцией слов или даже с жеванием еды. Логопедия включает работу по укреплению мышц рта и улучшению дикции.

Физкультурные и спортивные занятия или секции, кружки с «работой руками»

Для детей с диспраксией могут быть очень важны регулярные физические упражнения, позволяющие укреплять мышцы и отрабатывать разного рода движения. Это могут быть занятия дома, в школе, подвижные игры, адаптированные спортивные секции или кружки, посвященные ремеслам и поделкам, которые помогают улучшить навыки мелкой моторики.

Перечисленные выше подходы, как правило, рекомендуются аутичным ученикам в целом по разным причинам. Многие проекты, например, занятия адаптированным спортом для детей в спектре аутизма, также могут помочь в отношении диспраксии. Естественно, при выборе метода помощи конкретному ребенку важно говорить со специалистами.

На основе материала Autism Parenting Magazine.