Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О ленд-лизе для Украины и фанерных дронах

А в курсе ли вы, что 9 мая прошлого года в США принят The Ukraine Democracy Defense Lend-Lease Act of 2022 (Закон о ленд-лизе в защиту демократии на Украине от 2022 года)?

Полное название закона звучит так: «Закон о предоставлении Президенту расширенных полномочий по заключению соглашений с Правительством Украины о предоставлении взаймы или сдаче в аренду оборонных товаров этому Правительству для защиты гражданского населения на Украине от российского военного вторжения, а также для других целей».

Законодательство сокращает бюрократическую волокиту при экспорте оборонной техники из США в Украину, чтобы гарантировать своевременную доставку техники. Он применим к 2022 и 2023 финансовым годам.

Видимо, в глазах американских законодателей, ракетное и артиллерийское оружие, поражающее в том числе и населённые пункты на территории России служит исключительно для защиты украинского гражданского населения. Обычное англо-саксонское иезуитство, но кого этим можно удивить?

Просто сказать, что мы вооружаем Украину для нанесения военного поражения России было бы видимо негуманно и нетолерантно. Давайте для интереса сравним объём и результативность этого Ленд-лиза (и не надо забывать, что европейские поставки идут отдельно, как и из других, более далёких стран вроде Южной Кореи).

Возьмём временной отрезок Отечественной войны равный продолжительности СВО.

Всего с 22 июня 1941-го по 1 января 1943-го СССР получил от западных союзников помощи на 1,4 миллиарда долларов.

Один доллар в 1942 году стоит столько же, сколько 17,86 доллара сегодня. Следовательно, 1,4 миллиарда долларов ленд-лиза, полученные Москвой за первые полтора года войны, — это 25 миллиардов долларов сегодня. Что более чем в два с половиной раза меньше того объема ленд-лиза, который западные страны заявили для Украины.

Поскольку Украина самостоятельно не производит снаряды для 155-миллиметровых орудий, танки, военную электронику, ПВО и тем более самолеты и вертолеты, западные поставки действительно добились определенных результатов — в том смысле, что без них конфликт там уже закончился бы из-за исчерпания ВСУ боеприпасов и возможностей воевать.

Стоит припомнить, что к 1943 году речь о поражении СССР уже не шла, так что ленд-лиз мог лишь помочь сократить путь до полной победы.

В то же время попытки украинского наступления, идущие с мая 2023 года, явно не достигают заметных успехов, несмотря на высокий уровень потерь. Отчего же продвижение на фронте выглядит столь ничтожным? Ведь, согласно ряду публицистов 1990-х годов, СССР не смог бы не только выиграть Вторую мировую, но и вообще вести боевые действия без ленд-лиза?

ВСУ призвали на военную службу в 20 раз меньше людей, чем СССР во Вторую мировую. То есть в смысле удельной (на одного солдата) вооруженности западным оружием Украина сейчас стоит не ниже Красной армии. Это же заметно и по видео с фронта, где уже давно большинство поражаемой бронетехники — западного производства.

И все же, несмотря на большую насыщенность оружием из США и Европы, наступать у ВСУ не выходит. Это подтверждает и без того очевидную мысль: ленд-лиз для СССР, составлявший менее одной тридцатой части всех американских военных расходов во Вторую мировую, чисто физически был слишком мал, чтобы оказать переломное влияние на ход и исход той войны. Если бы он мог этого достичь, то тем более дал бы перелом в исходе конфликта на Украине, благо тот намного менее масштабен.

Что наводит на мысль, а так ли велика роль этого ленд-лиза вообще, как тогда, так и в нынешнее время?

Меж тем, Украина и сама прилагает усилия для производства вооружений. У нас в Севастополе постоянно звучат воздушные тревоги, как и по всему Крыму. Дроны стали одним из важнейших видов оружия в наши дни.

Украинская авиакосмическая компания Terminal Autonomy, ранее известная как One Way Aerospace, недавно объявила о поставке своих дронов AQ 400 Scythe (Коса), а также о планах резко увеличить производство в ближайшем будущем.

Здесь находится её офис

Основана в конце 2022 года как стартап Франсиско Серра-Мартинсом и Джеймсом Эрлом — канадскими и британскими военными ветеранами — и Романом Антоновым, украинским инженером, Компания «призвана удовлетворять меняющиеся потребности современной войны»; предлагая «простые, доступные и одноразовые [беспилотные] решения, используемые в больших количествах».

Начальная производственная мощность составляет 100 единиц в месяц, при этом в ближайшем будущем планируется выпускать 500 единиц в месяц, а конечная цель - 1000 в месяц. Очень приличное количество. Как же этого можно достигнуть?

Посмотрим, что представляет собой новинка украинской аэрокосмической промышленности.

Дрон несет 42-килограммовую боеголовку, аналогичную тем, которые используются иранскими барражирующими боеприпасами Шахид -136 используемыми Россией. Серра-Мартинс рассказал, что стандартная полезная нагрузка беспилотника состоит из термобарической боеголовки или пары 122-мм артиллерийских снарядов. БПЛА имеет длину 2 м или чуть более. Размах крыльев – не более 2-2,5 м. Взлетный вес не должен превышать 150-200 кг.

Кроме того, в качестве дополнения он также способен передавать видео операторам, позволяя точно определять конкретные цели. Однако это возможно только в пределах прямой видимости между дроном и его оператором, в противном случае дроны управляются автономно с помощью автопилота.

Scythe может развивать крейсерскую скорость около 144 километров в час и имеет максимальную скорость 200 километров в час. Максимальная продолжительность полета Scythe составляет шесть с половиной часов, а максимальная дальность полета составляет не менее 750 километров, что очень даже неплохо.

Базовая конфигурация стоит всего 15 000 долларов США, а дополнительные функции потенциально могут поднять эту цифру примерно до отметки 30 000 долларов США. Это аналогично по цене боеприпасу иранской разработки Shahed-136.

Отчего же так дёшево-то? А вот посмотрите на их фото, лучше, кликнув по нему мышкой:

-2
-3

В полёте:

-4
-5

Сам фюзеляж изготовлен из фрезерованных листов фанеры с украинских мебельных фабрик. Для производства этих дронов не требуется техническая подготовка, что позволяет производить их в больших масштабах без квалифицированной рабочей силы.

По словам Александра Камышина, министра стратегических отраслей Украины, более 100 компаний производят десятки тысяч дронов в месяц, чтобы удовлетворить спрос. "Коса" — лишь один из них.

Не знаю, стоит ли верить словам министра, но какого-то зримого перелома в ходе боевых действий эти дроны не принесли. Хотя и не стоит забывать сентенции, что "количество переходит в качество". Пример, как ПВО Израиля оказалось бессильно полностью парировать массовую атаку самодельных хамазовских ракет, у нас перед глазами.