Найти в Дзене
Исповедь начхима.

Экипаж. КДД. Часть первая.

Фото из сети интернет. Источник, ссылка: ( https://meshok.net/item/266513025_Погоны_инженер_капитана_3_ранга_ВМФ_СССР ).
Фото из сети интернет. Источник, ссылка: ( https://meshok.net/item/266513025_Погоны_инженер_капитана_3_ранга_ВМФ_СССР ).

"Не судите, да не судимы будете." © Евангелие от Матфея глава 7 стих 1.

Командир дивизиона движения (КДД) капитан 3 ранга Горохов Станислав Михайлович - первый не только офицер, но вообще военнослужащий войсковой части 13127, с которым я познакомился, прибыв служить после окончания училища (СВВМИУ).

Почему же я только теперь посвящаю ему отдельный рассказ? Нет, дело не в том, что про этого человека (либо наши с ним взаимоотношения) мне сказать нечего. Отнюдь! Михалыч неоднократно упоминается в моих рассказах. И насколько я помню, у нас всегда по службе всё было ровно (как сейчас модно говорить), а вне службы - и того лучше.

Дело в том, что хранит моя память несколько довольно пикантных историй, которые Станислав Михайлович рассказал мне в нашу последнюю встречу. Была ранняя весна, на улице было довольно холодно, и хозяин, как тогда это было принято, периодически подогревал своих носильщиков. Мы экипажем только что загрузили ему второй "дээмбовский" (*) контейнер, причём справились довольно быстро, поскольку руку уже набили на этом деле. А затем все как-то быстро и незаметно разошлись по домам. Я же с удовольствием остался с нашим без пяти минут пенсионером поиграть в нарды, поговорить за жизнь, да и что греха таить, шила попить. Михалыч сам на этом настаивал, поскольку чувствовал за собой вину. Он второпях сунул мне две трети стакана чистого. А я впопыхах его выпил одним глотком. И тут же мой полуголодный желудок шило укололо, причём довольно больно.

Я очень долго думал, придавать ли нашу беседу огласке. Теперь окончательное решение принято, а для желающих осудить некоторые поступки лично мной ну вот очень уважаемого человека - читайте эпиграф.

Сам же рассказ рождался так - я выбрал, в довольно произвольном порядке, фрагменты моих уже опубликованных произведений. Выделил их вот такими («»), нехарактерными для меня кавычками, да и дал ссылки. А затем просто добавил своих воспоминаний, по смыслу. Выделив их курсивом.

Мне так рассказывать было проще. Ну а как Вам читать - увидим.

«…Наконец, старший в экипаже (дежурный по части) был вызван, а я отправлен на заводской КПП. Дежурным по части оказался комдив - раз, капитан 3 ранга Станислав Михайлович Горохов. Счастливейший, кстати, человек. Прибыв лейтенантом на 149 -ую, через энное количество лет он с неё и ушёл на пенсию, с должности командира БЧ - 5 (высшая ступень в механической иерархии на отдельно взятой подводной лодке), капитаном 2 ранга. И личное дело тонкое - тонкое ))).

А пока, оценив мою полуотрезвевшую рожу, он промолчал и повёл меня на ПКЗ. На КПП, кстати, я вежливо попросил старшину второй статьи нести мой чемодан. Мир тесен. Старшина, оказывается, занимался перезарядкой реакторов на плавмастерской под руководством Гены Бубнова, моего погодка, выпускника училища имени Никого годом ранее. Мило побеседовав и поблагодарив старшину, я оказался на плавказарме. КДД Михалыч, указав мне мою каюту и объяснив, что сменщик (точнее, предшественник) по случаю воскресенья находится в Западной Лице и будет с утра понедельника, постучавшись, толкнул дверь соседней каюты: -"Здесь сегодня поспишь", попрощался и убыл…» (Ссылка: (https://dzen.ru/a/YtjeAME-yDdxOA0N ).

Время было перестроечное. Избрали Михайлыча председателем группы народного контроля. Нашей войсковой части. Помню, стало хреновенько с сигаретами. В свободной продаже - махра с курительной бумагой. Правда, выдавал нам старпом от щедрот штабных пару пачек в месяц. Но этого даже мне, который не курил тогда, а только баловался, не хватало катастрофически. И тут зам со старпомом уходят в отпуск. На выдаче Михалыч. Получаем все по пять! А некоторые и шесть пачек получили, "кинув на морского" (т. е. жребий, сленг - автор). Удивились все, особенно молодёжь. Надо сказать, что Михалыча молодые офицеры первого дивизиона не только уважали, но и побаивались. Стараясь "не светиться" лишний раз. А поскольку перекуривал я на радостях именно с ними (жили мы на ПКЗ в соседних каютах), меня на разборки они и отправили.

-"Давай, ты начхим, а мы группёры (командиры групп) только!"

Мне не в лом, сходил. Задал вопрос - получил ответ:

-"Да я не курю давно, сердечко шалит, а Вы делайте выводы - старпому, да и заму, думаю, привет! Командир до воровства, а тем более у своих же, не опустится никогда!"

И вручил мне, остолбеневшему (мы думали - норму нам увеличили) пачку бесхозную.

Когда дошла до меня очередь получать распределяемые экипажу дефициты (через месяцев восемь где-то), прибыл я в каюту Михалыча. Посмотрел на ядовито-зелёный небольшой ковёр, да отказался (зачем он мне - пусть кому нужно, возьмут, и дело тут не в цвете!). И его буквально тут же приобрёл кто-то из женатиков, молодых пап наших, не помню уже кто конкретно (постелю в детскую, спасибо, Женя!). По госцене и натуральный абсолютно, шерстяной, это точно.

Стал Михалыч и инициатором снятия наших офицеров и мичманов с довольствия (на завтрак), когда Союз рухнул, и времена наступили хреновенькие. И сколько бербаза не орала поначалу - не положено так - сняли как миленькие, никуда не делись! Он взял под личный контроль выдачу этих сэкономленных (но наших же!) соков, колбасы, сыра и масла сливочного. И носили мы раз в месяц продукты домой, не забывая его при этом благодарить. Ну а пытавшимся протестовать поначалу экипажным годкам довели нормы довольствия и сказали - извините, ребята, лафа закончилась!

Это я всё к тому, что в честности и порядочности нашего комдива-раз ни у кого даже сомнений не было!

Не покидало Михалыча никогда и чувство юмора. Лодка наша была далеко не новой, и постоянно что-то ломалось. И вот, однажды в выходные дни, задробил наш КДД своему дивизиону сход, под лозунгом - "все на борьбу с матчастью". Один из ИГДУ (инженеров группы дистанционного управления), забил болт на это дело. Сказав во всеуслышание, что "у него в заведовании буй и авторучка". В пятницу вечером записочку прилепил на дверь своей каюты пэкэзэшной - "Убыл в Лас-Вегас на уик-энд!". Да и свалил, собственно говоря, в город-герой Мурманск, до утра понедельника. Михалыч после субботнего построения внимательно прочёл эту идеологическую провокацию, молча достал авторучку и приписал снизу: "Строгий выговор! КДД к.3р. Горохов". Ну и расписался, естественно. А вышеупомянутый ИГДУ Корнейчук, кстати, отслужив шесть лет на "железе", так лейтенантом и уволился. Уволили его, точнее. И сделали бы это намного раньше, но сей человек-легенда… гмм… дружил с органами на три весёлых буквы (КГБ). Органы представления на увольнение перехватывали. Пришлось везти напрямую на флот.

«… Оказывается, некачественно установленную накануне заглушку на забортном трубопроводе (нас постоянно ремонтировали, поскольку лодка наша была далеко не новой, а базировались мы на акватории судоремонтного завода - no problem!); деформировало ударом несамоходное чудовище ТНТ-8, только что прошедшее санацию - цементные пломбы ему поставили на проржавевшем до дырок корпусе - которое и было сразу же после обеда временно к нам пришвартовано заводскими буксирами. По иронии судьбы, на следующее же утро ТНТ*шку угнали. Но одного удара хватило, а там, как говорится, вода дырочку всегда найдёт! Прибывшую к 09.00 рембригаду завода-гиганта "Штиль" комдив-раз Михалыч (штатный комдив-три Фёдорыч был в отпуске) отодрал со всей пролетарской ненавистью:

-"Ну что, бичи незабвенные? Красавицу нашу у пирса утопить решили?! А вот *** Вам!!!"

Ну и так далее. Мог, любил и умел Михалыч с рабочим классом побеседовать душевно за жизнь, только повод дай… Точнее - причину. А она могла быть только одна - некачественно произведённый ремонт. В быту, я Вас уверяю, Станислав Михайлович был милейшей души человек. Работяги лишь виновато жмурились да разводили руками. В результате ремонтные работы на пароэжекторной холодильной машине марки ПЭХМ Э-320 были произведены качественно и в срок. К дежурному по кораблю претензий не было…» (Ссылка: (https://dzen.ru/a/YxGBXPU3ukl4i1HL ).

По всем действительно сложным вопросам, касающимся устройства и использования нашей атомной энергетической установки, я всегда обращался к Михалычу. Воистину необъятных познаний был человек! Причём носил всегда с собой портфель с кучей документации. Беседуешь (слушаешь внимательно, точнее), бывало, а он говорит:

-"Минуту!"

Достанет требуемый листок бумаги (причём часто - с первого раза нужный угадывал) - глянет на него только и опять готов. Учить и рассказывать доступным вполне себе языком. Абсолютно не считаясь со своим личным свободным временем.

Рассказывали, что однажды, в незапамятные времена (т.е. тогда, когда я ещё не служил в экипаже - в доевгеневскую эру))), нашу 149 -ую поставили в на ремонт в Росту. Как Михалыч относился к матчасти, я Вам уже рассказывал. Но напряг он своих подчинённых в этот раз, похоже, ну слишком уж сильно. И решило пару мичманов отчаянных над ним подшутить. Вырезали листовой свинец по размеру стандартных папок для бумаг (на моей памяти в портфеле КДД их было три - знаете, они ещё на тесёмки завязывались?), а бумаги Михайлыча аккуратненько изъяли и спрятали. Портфель со свинцом он носил почти две недели. Как ни в чём не бывало. А вот сколько от него потом мичмана бегали, когда он их вычислил, подмену обнаружив - об этом история умалчивает!

«…Я вернулся с развода (**), принял вахту и вышел наверх получить указания оставшегося за командира БЧ-5 нашего легендарного комдива-раз Станислава Михайловича Горохова. И тут, буквально на наших глазах, соседи, неловко кантуя баллон с фреоном, разбивают в хлам нашу носовую "морковку" (***)!

Пока Станислав Михайлович изъяснялся с возмутителями спокойствия на военно-морском языке (а надо сказать, в этих делах он был непревзойдённый мастер!), я быстренько дал команду вынести черновой вахтенный журнал центрального поста наверх. Разборки - разборками, а лодку-то мне завтра новому дежурному передавать!

Жёстко высказав всё, что он о неумехах думает, к выходу наверх старпома соседей Михалыч уже успокоился. Скажу честно, что вскипал он моментально, но был и очень отходчив. Через пару минут старший помощник, уперев журнал в обрешётку эхоледомера ЭЛ-1, сделал запись о том, что именно воины его войсковой части (мерзавцы такие) впопыхах разбили верхнюю крышку нашего АСБ (аварийно - сигнального буя), в чём он искренне раскаивается. Как Вы уже поняли, точно я эту историческую запись не помню, но тут важен сам факт её наличия. А разговоры разговаривать старпому соседей особо было некогда - они выходили из ремонта, прощаясь с СРЗ-10 "Штиль" прямо сейчас - к ним уже, неспешно дымя, приближались два заводских буксира.

Затем капитан 3 ранга Горохов спокойным голосом закончил свои указания мне, как дежурному по подводной лодке. Дело в том, что у нас появился за последние сутки небольшой крен на правый борт, а про цистерны главного балласта первого поколения пла я Вам уже рассказывал - вари, не вари, а толку мало. Наблюдал лично - заваривают трещину, а рядом образуется ещё одна. А то и две. Вот и сказал мне механик, вкратце:

-"Женя, дунешь немного носовые ЦГБ правого борта, только не переусердствуй!"

Да и убыл на ПКЗ. Хотел написать "стресс снимать", но не буду. Поскольку для Михалыча это была так, лёгкая разминка. А выпивал он уже только по чуть-чуть и крайне редко - сердце у ветерана шалило…

Тут я хочу Вам сказать, что на нашей 149 -ой пла Михалыч служил с лейтенантов, и авторитет в экипаже имел непререкаемый. Так вот, он подводную лодку чувствовал. И убеждать его, что кренометр с дифферентометром "стоят на нуле" (ну или почти на нуле) было абсолютно бессмысленно…» (Ссылка: https://dzen.ru/a/ZT_rXhX-rg70XmSA ).

Как работают "ключом - трещоткой" (второе название - "розмах"), по-настоящему, я увидел однажды, находясь в ЦП. Мы выходили из дока, будучи уже списанными в ОФИ, причём лодка в этот раз всё никак не могла встать на ровный киль. А Михалыч, мгновенно почувствовав неладное, молча схватил трещотку и начал работать ей так сноровисто-яростно, что все находящиеся в центральном просто остолбенели. К тому времени штатные отсечные аккумуляторные фонарики аварийного освещения давным-давно уже приказали долго жить, поэтому в тусклом свете наших карманных фонарей личного пользования картина была воистину сюрреалистической. И что Вы думаете? Через пять минут манипуляций с двумя машинками клапанов вентиляции лодка постепенно выровнялась. А Михалыч достал их кармана белоснежный платочек, вытер пот со лба, поставил трещотку на штатное место, и всё так же, молча, убыл в корму. Бросив только:

-"Я на пульт (ГЭУ)!".

Мы молчали. Обстановку разрядил Витя Рыжаков:

-"Не стареют душой ветераны!"

«…Доклад верхнего вахтенного прозвучал абсолютно внезапно: "… на корабль прибыл капитан 1 ранга Магаков, спускается вниз". Впоследствии я узнал, что у сего доблестного представителя "техупора" (технического управления флота) была заслуженно заслуженная всей его бурной, кипучей, но зачастую бестолковой (мягко говоря) деятельностью кличка "макака".

Представился в центральном, проверил ещё раз допуск на подлодку, да и ответил на вопрос – "Кто старший механик на борту?" вызовом с "пульта имени ГЭУ" комдива - раз Михалыча. Казалось бы - делов то? Но тут я допустил стратегическую ошибку - решил поприсутствовать при беседе двух специалистов механических войск, а вдруг пригожусь? Потом тысячу раз убеждался - спорить даже на родные, "химические" темы с проверяющими механиками бессмысленно. Они и так всё знают… (казалось бы))). А надо было - правильно! По отсекам пройтись.

Но тогда бы я не был свидетелем исторической беседы, да и Вам бы про неё не рассказал. Началось всё мирно - два старших офицера представились друг другу, Михалыч сделал внимательное лицо и тут прозвучало макакино:

-"Мужики, а почему вы в последний раз в море не хотите сходить?.."»

Продолжение следует.

19.12.2023

.

Сноски:

(*) - звучит именно так, "дембельский" - это в Армии.

(**) - суточного наряда и вахты бригады.

(***) - так иногда мы называли АСБ (аварийно - сигнальные буи), носовой и кормовой.

.