Заступил как-то Эдуард Гуров, уже капитан-лейтенант, дежурным по кораблю. Ну а мы, радостные (погода была чудо как хороша) собрались у трапа перекурить перед убытием на плавказарму. Вышел с ними за компанию и Эдик. Поскольку подзарядиться никотином в компании своих сослуживцев всегда приятнее, чем смолить в одну харю, индивидуально. Ещё сходя с трапа на стацпирс №5, я краем глаза заметил что-то необычное, но не придал внимания. Когда же сигареты у всех были выкурены где-то наполовину, наш дружеский ****ёж был прерван возгласом некурящего и стоявшего чуть в стороне Вити Рыжакова, лениво осматривавшего окрестности:
-"Крысы!!!"
Мы все разом повернулись в ту сторону, на которую он нам указывал. И тихо обомлели - по трапу на пирс стремительно сбегали десятки хвостатых тварей! Мне часто говорят, что я "каркаю". Но я считаю, что это всего лишь элементарное предвидение последующих событий. Не утерпел я и в этот раз:
-"Эд! Ты это… трюма ночью осматривай повнимательнее! Сам же знаешь - с какого корабля крысы бегут?!"
Не упустили случая поприкалываться и мои сослуживцы.
-"Мужики, да ну вас на ***!" - сказал раздосадованный Эд, бросил недокуренную сигарету и спустился вниз.
…
Наутро, исполнив нехитрые обязанности дежурного по кораблю, Эдуард пригласил меня в свою двухкомнатную каюту. А проживает КГАТ на 658М проекте, кто не в курсе, в концевом десятом отсеке, по левому борту. Деля свою жилплощадь с начальником секретной части. Первым делом неожиданно меня поблагодарив, он убрал в шкафчик, с раскладного брезентового стульчика, паяльник и кучку радиодеталей (присаживайся!) а затем вкратце рассказал о случившемся глубокой ночью…
Проведя ритуальную вечернюю отработку вахты по БЗЖ, Эд решил всё же тщательно осмотреть отсеки. Трюма были штатно-почти-сухими, и довольный дежурный по кораблю неторопливо и обстоятельно предался увлекательнейшему занятию - чтению прихваченного из дома детектива.
В два часа ночи происходит пересменка - дежурного меняет помощник дежурного (мичман, ну или старший мичман), а офицер, на законных основаниях, идёт похрючить четыре часика. Вот и Эдуард направился в корму, и уютно улёгся в своей берлоге. Но нашему герою не спалось! Снились идущие в атаку (строем!) полчища крыс, тонущие в морях и океанах корабли, падающие с неба охваченные пламенем самолёты и прочая, обычно не свойственная, мало того прямо скажу - чуждая снам настоящего офицера-подводника ересь. Через час, вконец измучившись, Эдуард принял героическое (а покидать нагретое лежбище всегда крайне неприятно) решение. Выйти на свежий воздух и перекурить. Закрыв дверь каюты, он неторопливо направился в нос, но, зачем-то инстинктивно остановившись, непроизвольно прислушался и… обомлел - в трюме журчала вода!
Вахта в те времена была отработана до безобразия. Справились очень быстро, да и воды приняли в общем-то немного. В ЧВЖЦП (черновом вахтенном журнале центрального поста), естественно, записи были сделаны - не придерёшься, поскольку служил Эдуард уже далеко не первый год. Оказывается, некачественно установленную накануне заглушку на забортном трубопроводе (нас постоянно ремонтировали, поскольку лодка наша была далеко не новой, а базировались мы на акватории судоремонтного завода - no problem!); деформировало ударом несамоходное чудовище ТНТ-8, только что прошедшее санацию - цементные пломбы ему поставили на проржавевшем до дырок корпусе - которое и было сразу же после обеда временно к нам пришвартовано заводскими буксирами. По иронии судьбы, на следующее же утро ТНТ*шку угнали. Но одного удара хватило, а там, как говорится, вода дырочку всегда найдёт! Прибывшую к 09.00 рембригаду завода-гиганта "Штиль" комдив-раз Михалыч (штатный комдив-три Фёдорыч был в отпуске) отодрал со всей пролетарской ненавистью:
-"Ну что, бичи незабвенные? Красавицу нашу у пирса утопить решили?! А вот *** Вам!!!"
Ну и так далее. Мог, любил и умел Михалыч с рабочим классом побеседовать душевно за жизнь, только повод дай… Точнее - причину. А она могла быть только одна - некачественно произведённый ремонт. В быту, я Вас уверяю, Станислав Михайлович был милейшей души человек.
Работяги лишь виновато жмурились да разводили руками. В результате ремонтные работы на пароэжекторной холодильной машине марки ПЭХМ Э-320 были произведены качественно и в срок. К дежурному по кораблю претензий не было. Эдуард, естественно, провёл по горячим следам воспитательную беседу с промухавшим это дело (поступление воды внутрь прочного корпуса) вахтенным кормовых отсеков.
…
Вот и скажите мне на милость - разве не права народная мудрость, утверждающая, что крысы бегут с тонущего корабля?!! ;)))
P.S. Помню я тебя, Эдуард Владимирович! И сданную тобой мне во временное пользование, после твоего ДМБ, трёхкомнатную квартиру-сталинку на улице Гандюхина, тоже. Она хотя и была обставлена вдоль и поперёк, практически исключительно (кроме доставшейся почти даром двухспальной тахты) лодочной мебелью, отдохнул я в ней между двумя своими браками, вполне себе достойно. Но это уже совершенно иная история…
01.09.2022
Приложение №1 Странноватый, мягко говоря, образчик народного фольклора. Но из иллюстрации видно чётко - корабельные крысы - чёрные! Интересно, что в ДОК*е, к примеру, лодку атакуют крысы серого окраса, целые полчища...
Приложение №2. Немного английского:
.