Меня лично не отпускает до сих пор. Там прошли лучшие годы моей жизни. Знакомство с моей 149 -ой произвело на меня огромное впечатление. Да, каждый кулик своё болото хвалит. Вот и мне нравится первое поколение атомоходов, конкретно проект 658М, а ещё конкретнее заказ заводской № 907, переделанная из ПЛАРБ в большую опытовую пла КС - 149. Путём демонтажа и полной переделки четвёртого ракетного отсека в жилой и "научный", для испытания перспективных образцов борьбы с вероятным противником. Кого заинтересовало, в интернете найдёте соответствующую информацию без труда, в том числе и моё, рождённое в муках и не без посторонней помощи (как и положено при родах) творение - статью.
Ссылка на неё: ( https://dzen.ru/a/aNbL7ebtNz0ym4Jp ).
...
Но до лодки было ещё далековато. А пока, поселившись на частной квартире в Мурманске, я прибыл в столицу КСФ - Североморск и направился в отдел кадров. Люди странные существа, впрочем, у каждого своя судьба. Некоторые по выпуску из отпуска раньше на службу прибывали, в надежде получить "хлебные" места. А я вот оказался в ОК КСФ под "закрытие сезона (лейтенантов)" - со мной было ещё двое: пожарник и… спецназовец. В кадрах царила тишь, благодать и какое - то умиротворение. Направленец по специальности подробно и весело побеседовал со мной, финально задав вопрос, который, как многие утверждали, мне не будет задан никогда в жизни:
-"Тема Вашего дипломного проекта и оценка?".
Ошибались провидцы - я на такой же вопрос потом ещё и в Гатчине ответил:
-"Исследование сорбции вредных примесей на ионообменных материалах и проект фильтра очистки воздуха для пл проекта 641"Буки". Отлично".
-"?!!"
-"Да, моя специальность "средства химической защиты надводных кораблей", но дипломный проект писал на стыке двух кафедр и дисциплин."
-"А как Вы считаете, можно освоить специальность начальника химической службы атомной подводной лодки с Вашим образованием?".
-"Если есть мозги и желание, конечно можно!".
-"А сами хотите на лодках послужить?".
-"Нет особого желания, хотелось бы служить в СРБ!".
-"В службах радиационной безопасности флота мест нет, пойдите покурите, а мы подумаем!".
-"Я не курю, товарищ капитан 3 ранга!".
-"!".
В курилке два моих товарища по не?(счастью) засыпали меня вопросами: -"Как? Ну что?!!" -"Нинаю!" ответил я. Минут через 10 рассыльный пригласил меня в кабинет, где радостный направленец вручил мне предписание, пожал руку и молвил:
-"Поздравляю Вас, товарищ лейтенант! Мы с начальником посоветовались и я решил!! Назначаетесь на большую опытовую атомную подводную лодку К - 149 начальником химической службы!!!".
Не так давно утонул "Комсомолец"... тоже во многом опытовый...
Поскольку с нервами тогда у меня был полный порядок, я сдержал лицо и ответил: - "Есть!", крепко пожав протянутую мне руку и взяв предписание. Мысли путались, сказать что я обалдел, это значит не сказать ничего вообще. Напоследок подбодрив мою каменную морду лица фразой:
-"Да не переживайте Вы так, она надолго в море не ходит, экипаж хороший. Справитесь!".
И на этом направленец, так удачно заткнувший кадровую дыру, со мной распрощался.
Оставшиеся два дня я тупо пил с командированным в Мурманск соседом - фотографом. Пил не от страха, отчаяния, или несбывшегося желания попасть в СРБ. Пил от тоски неизвестности - я на лодке был один раз в Балаклаве, дизельной, прибыв уточнить детали дипломного проекта так сказать, на натуре. "Натурные испытания" моих дипломных исследований были обязательны. На КПП старшина проверил документы и указал на пирс:
- "Третьим корпусом!".
Спустившись через люк первого (верхняя вахта отсутствовала) я в центральном представился пожилому мужику в рабочем платье и пилотке с офицерским шитым позеленевшим от времени "крабом" и кратко объяснил цель своего прибытия.
-"Старшина, тебе правда нужно всё показать или… только честно?".
Я ответил честно (в дипломате 2 бутылки сухого и встреча со знакомыми девушками неописуемой красоты через 2 часа).
-"Ну так и отдыхайте, пока молодой, а на звонок из училища я отвечу, что Вы досконально всё изучали под моим чутким руководством до позднего вечера. Свободны!".
-"А Вы, простите, кто?".
-"Командир пл, капитан… ".
Мужик встал в полный рост, попутно демонстрируя соответствующую надпись на кармане рабочего платья. Меня как ветром нафик сдуло. Чем они там (экипаж) занимались: ремонтом, отработкой, и вообще где все я уточнять не стал. Хотя время было обеденное. Посему познания мои в технике "подводного плавания" были очень велики - размером с изображённую сцепленными руками крышку канализационного люка, нулевыми. Да, конечно, нам читали краткий спецкурс по реакторам, а в начале первого курса, когда невыносимо хочется спать с непривычки после гражданки, цикл лекций по общекорабельным лодочным системам; аппаратура (приборы) и средства защиты надводно - береговой номенклатуры частично используется на лодках, но?!!
Простой вопрос: КАК и ЧТО я буду там делать? Кстати, я почему - то не проспал и неплохо запомнил, и даже подробно законспектировал, лекцию про фановые системы (кодовое слово "гальюн"). Это впоследствии пригодилось – как именно управляться на подлодке с естественными надобностями, мне изучать не пришлось.
Замечу, что опасения не справиться, обделавшись жидко в собственные штаны, для меня всегда были темой. Да я справился, справлялся и справлялся. По большому счёту и в основном, везде и всегда. А сколько приходилось учиться, читать, спрашивать (благо было у кого), запоминать и изучать одному Богу известно. Потому что я уже давно начал забывать. Нет бывали, конечно, как и у всех, полагаю, позорные страницы в моей биографии. Но репутация была заслуженно - хорошей. Я "пользовался авторитетом в узком кругу ограниченных лиц". Потому что до самого выхода на пенсию служил по принципу: - "Делай, как я!". А не как многие после распада Союза: -"Делай как я сказал!" (и действительно - по честному же работать надо, иногда самому заё…гмм… замучиваясь в хлам - а... зачем?!!). Служить как положено офицеру меня учили. А учителя были хорошие.
В результате, после позднего хмурого завтрака в "Дыре Моря", я приобрёл билет на автобус по маршруту Мурманск - Полярный и убыл к новому месту службы. Из денег у меня остался "четвертак" (25 рублей НЗ - неприкосновенного запаса) и так, мелочь.
Основную часть формы должны были выслать из Баку, так что путешествовал я налегке, с одним чемоданом. Абсолютно и категорически согласен, что неумеренное употребление именно пива даёт назавтра худший результат. Поэтому плотная еда и кофе не спасли. Только представьте - воскресенье, август, погода хорошая, на заднем сиденье автобуса побортно от меня две девчушки молодые пересмеиваются, а я… сплю. А как очнусь и выдохну - рука у немногочисленных пассажиров и водителя к огурцу тянется - закусить. Ну, во всяком случае, так мне тогда казалось.
Найдя штаб соединения на удивление быстро, я надолго застрял в рубке оперативного дежурного. Пожилой старший мичман, дежурный по штабу (как оказалось впоследствии, с недавно прибывшей на ремонт лодки) все долго пытался уточнить:
-"А кто командир? А номер заказа?", на что я ему вежливо - отрицательно отвечал (-"…в душЕ не **у…" - сказал бы я сейчас).
Наконец, старший в экипаже (дежурный по части) был вызван, а я отправлен на заводское КПП. Дежурным по части оказался комдив - раз, капитан 3 ранга Станислав Михайлович Горохов. Счастливейший, кстати, человек. Прибыв лейтенантом на 149 -ую, через энное количество лет он с неё и ушёл на пенсию, с должности командира БЧ - 5 (высшая ступень в механической иерархии на отдельно взятой подводной лодке), капитаном 2 ранга. И личное дело тонкое - тонкое ))).
А пока, оценив мою полуотрезвевшую рожу, он промолчал и повёл меня на ПКЗ. На КПП, кстати, я вежливо попросил старшину второй статьи нести мой чемодан. Мир тесен. Старшина, оказывается, занимался перезарядкой реакторов на плавмастерской под руководством Гены Бубнова, моего погодка, выпускника училища имени Никого годом ранее. Мило побеседовав и поблагодарив старшину, я оказался на плавказарме. КДД Михалыч, указав мне мою каюту и объяснив, что сменщик (точнее, предшественник) по случаю воскресенья находится в Западной Лице и будет с утра понедельника, постучавшись, толкнул дверь соседней каюты: -"Здесь сегодня поспишь", попрощался и убыл.
Замечу, ни слова о моём полутрезвом состоянии им сказано не было. Старшие товарищи, ветераны атомного подводного флота, объяснили мне потом, что пить можно по - разному. Можно с утра, побрившись и почистив зубки, на построение и "в ствол". А можно бухать сутками на блатхатах. Я в негласные законы приличного поведения офицера - атомоходчика тогда уложился (выходной, выгляжу нормально, веду себя прилично). Поэтому, какие претензии?
Кстати, и освободившаяся должность НХС на 149 -ой ждала меня… из - за банальной (казалось на первый взгляд) пьянки. Дело было так. К назначенному сроку мой предшественник на выход в море не прибыл. И вместо него сходил… флагманский химик бригады капитан 2 ранга Ваховский. Комбриг контр - адмирал Горев спросил только:
-"Чей подчинённый и где он?".
-"Мой. Не могу знать, товарищ комбриг!".
-"На сборы 30 минут. В море идёшь сам!".
Некоторые вопросы у настоящих мужиков и начальников решались тогда очень просто. Быстренько, эффективно, и добавил бы я, влёт. По этому поводу нештатным поэтом (и художником) экипажа Санычем был сочинён сонет: "…ищут пожарные, ищет милиция, ищут в Полярном и Западной Лице…" (*). Капитан - лейтенант Радаев Евгений Викторович, после этого был быстренько уволен в запас. На пенсию ему хватало. А дело всё в том, что человек просто не хотел служить. Надоело ему. И принял он решение уйти в 40 лет. И ушёл, отхреначив на "майорской" должности 11 лет… правда капитаном ушёл (я для простоты, по - армейски). А ведь рассказывал мне, как на борту 149 -ой работала РАГ (расчётно - аналитическая группа, начхим в неё входит) перед фактическим ракетным пуском, и глаза огнём и молодостью горели, как много лет назад...
И справки, выписки из приказов ему все на гражданку (частично - как я понял, "левые") кэп подписал и печати поставил. Мужик потому что. Они подрались в центральном посту на этой почве. Фактически. Кэп мастер спорта по гимнастике, а Викторыч (начхим, предшественник мой) срочку служил в погранцах на границе с Ираном и жилистый. Реальный был alarm - вахта с ЦП врассыпную, а я затаился у переборочной двери и слушаю (интересно же !!!): Бумс - бамс - тарарах, вылетает (быстро пропрыгивает) Жека и зовёт на наш боевой пост (КРХП).
-"Ты как?".
-"Нормально, ничья один - один. Я ему в ухо, он мне в глаз. Но бумажки подписал, печати поставил!".
Я всё это к тому рассказываю - ну зачем держать человека?!! Ну "тяготится он военной службой", как сами в характеристиках пишете. Ну увольте его, что за херня? Неееет, надо с ним мучиться ("воспитывайте") и его мучить, заставляя разыгрывать поведение (иногда годами) уволенного за пьянство матроса торгового флота. А потом приходит ранее служивший на нашей лодке пом. НЭМС по СЭУ (помощник главного механика соединения по спецустановке - реакторам), стоя помощником оперативного по техготовности бригады 149 -ую проверять, с Викторычем здоровается и спрашивает для проформы, думаю, что - то про запас ВВД. А в ответ: -"Не знаю!". Георгий Иванович Ковальчук заводится и проводит блиц-опрос дежурного по ПЛ. Ответ один: -"Я! НЕ!! ЗНАЮ!!!". Ну отстранили тёзку - предшественника от дежурства по лодке в базе, стал он по плавказарме дежурить. Обидели типа человека, унизили! ;) Самим - то не смешно было?
Чётко помню разговор при взаимных посиделках, когда Викторыч прибыл из отпуска рассчитываться с частью. Он говорит:
-"Я на этой лодке знаю каждую заклёпку, каждый болт, каждый клапан...".
А далее, видя мою вежливо - недоверчивую реакцию, продолжает:
-"Правда, я давным - давно забыл, зачем они предназначены, но они все так меня зае…гмм... утомили!!!".
Да что тут говорить - специальность забывается, если железо постоянно руками не "щупать", а уж общекорабельные разные там системы! (по себе знаю...). Но что - то я совсем отвлёкся.
Захожу я в каюту, поздоровался, а в ответ типа вялый привет и дальше пиз…(оживлённо разговаривают). Картина: стандартная каюта на две койки, на нижней какой - то хныщ в спортивном костюме (Андрей, выпускник Дзержинки, управленец, на пару часов раньше меня прибыл); за столом председательствует важный такой пузатый дядька (старший лейтенант, командир турбинёров, кличка "Батя", тоже СВВМИУ оканчивал, как и я); и пара совсем древних на вид мамонтов (офицеры с соседней лодки ремонта, "раскладушки" в просторечии, а по - русски - с 675 проекта). Я обиделся и говорю:
-"Дверь закрывать, знакомиться будем?!".
В ответ:
-"А есть чем?".
Уже закрывая:
- "Да!".
Ну банален (традиционен, консервативен - на выбор) я, и безусловно доверяю испытанному (проверенному лично) качеству. Как угадали? Правильно – 0.75, "столичная", с печатями… Через полчасика двое с соседнего экипажа ушли. Извинившись, ушёл (ну устал человек с дороги и ключами от каюты своей обеспечен) и управленец Андрюша. Ну а мы с Батей продолжили:
-"Жека! Не сссы, лодка опытовая - не то что новая, на ней эксперименты по выживанию над людьми делают, ей 30 лет скоро…", ну и прочий флотский трёп (а сам то смотрит, гад, изучающее). Потом мы с Олегом Райковым всерьёз закорешились. Хороший сосед - лучше чем друг. А каюты у нас были рядом. Осталось в бутылке где - то грамм 150. Может двести. Олег говорит - оставь на завтра, тёзка твой приедет, обидится. Только я бутылку убрал да зубки чистить собрался - сильный стук в дверь:
-"Откройте, ушлёпки!".
Олег хохочет: -"Мляяяя! Хим из Западной Лицы запах учуял и примчался!".
Открываю - стоит кряжистый белобрысый мужик без усов, протягивает руку и говорит:
-"Женя!".
Я в ответ:
-"Женя!".
-"Начхим 149 –ой!".
-"И я… назначен!".
-"Викторыч!".
-"Геннадьич!".
-"Аааааааааа?!!"(с интонацией - есть всё-же между нами разница))).
Открывает тёзка дверь ставшей мне потом на много лет родной каюты, выдаёт запасной ключ, мы допиваем это дело за знакомство и ложимся отдыхать. Поскольку завтра, оказывается, загрузка регенерации и выход в море. Чему быть, тому не миновать, подумал я и удачно "отбился".
Выспался отлично, позавтракал, да и потопал на подъём флага. Доложился командиру, меня представили экипажу.
-"После перекура все вниз!" и началась моя подводная Одиссея (капитана Блада,****ь, так и хочется прибавить). Викторыч помог организовать погрузку В - 64, (подробнее про В-64 можно прочесть здесь)
и повёл меня по отсекам, инструктировать. Инструктаж был кратким, как выстрел. Ну уговорили, как короткая очередь любимого укороченного АКС - 74у (используемого, кстати и на подлодках тоже). Не успевая за Викторычем, автоматически пропрыгивающем стоящие на крюке переборочные двери, я пытался впитать скудную информацию, поступающую порциями:
-"Это первый отсек, это второй, тут аккумуляторная батарея и кают - кампания (кстати, если тебе не в лом, питаться лучше в 9 -ом, со старшинами - с народом познакомишься, рубашку одевать не надо, да и совсем рядом с боевым постом и каютой)."
-"Это центральный пост. Привет, Слава!"
-"Это четвёртый, бывший ракетный, отсек, теперь тут наука."
-"Это дизельный. Привет, Саша!"
-"Это реакторный, шестой."
-"Это турбинный! Привет, Олег!" - улыбающемуся Бате.
-"Это восьмой. Тут наш боевой пост, а напротив каюта управленцев, вот смотри - это твоя койка. Тут будет один, электрик Витя, говорить что это не так. Посылай его на ***! А вот и он - Витя, привет, иди на***, это койка начхима!!!".
Рыжеусый Витя (очень похожий на певца Николаева) вяло возражал. Потом я с Витей тоже здорово закорешился. И прямо скажу - он и электрик от Бога, и товарищ отменный.
-"Ну дальше там девятый, камбуз и десятый отсек. Да, вот в этой каюте питаются старшины, трап вниз - там гальюн. Ну а остальное... тебе мичман расскажет. Кстати, не задерживайся тут долго - Егорыч (мичман) наверняка там на пирсе с погрузкой регенерации зашивается. Вот тебе ключи от КРХП, а я, извини, в отпуск перед увольнением. Бывай!"
Я всё же задержался на боевом посту химслужбы, справедливо решив, что 5 минут роли не сыграют. Задумчиво - рассеянно анализируя услышанное (тут ты спишь - тут ты жрёшь - тут ты срёшь, и потирая набитые с непривычки шишки (голова, левая нога, правое предплечье), я напряжённо думал:
-"А... если и мичман такой же?!!".
Но мичман, техник - дозиметрист Зиновкин Владимир Егорович, был золото.
И тут я хочу сказать пару слов о мичманах. Техниках, спецах, командирах подразделений. Их , конечно, называли "золотым песком в колёсах коммунизма" (старый мичман, у которого "всё выбрано", получал одно время больше молодого командира подводной лодки), но хрень всё это. Не знаю. У меня лично проблем с мичманами не было. Никогда. Конечно, тут стоит отметить, что всегда были, есть и будут офицеры и ОФИЦЕРЬЁ, мичмана и МИЧМАНЮГИ. У нас, к примеру, таких (капсом выделенных) было аж пять (а всего по штату 52 - матросов и старшин меньше, что никогда не упускал ехидненько отметить замполит:
-"Вас больше чем моряков, а справиться не можете!".
Считайте? 52 – 5 = сколько будет? Вот и я об этом. Экипаж был здоровый. Поэтому и служилось весело. Когда под мой первый офицерский новый год нам распределяли дефицит (курица, кофе, сигареты и пару бутылок сухого вина) один из мичманюг по фамилии Клипа (очередь общая, дефициты бессменно распределял комдив - раз Михалыч, безусловно и безоговорочно честный человек) ехидно бросил за моей спиной:
-"А тут ещё разобраться надо, положено ли холостякам вообще что - либо давать!".
Я развернуться не успел, как боцман Константиныч и ещё пару мичманов его в конец очереди вышвырнули. И стоял он там, паскудно воняя, как жаба сраная, пока не выдохся. Я конечно, выменяв курицу на шило, пообщался потом с мужиками, спасибо сказал, но они не этого добивались.
Уважительное, правильное поведение было нормой общения в экипаже на всех уровнях. И это, конечно, заслуга командира. Авторитет же молодого офицера создаётся упорным трудом и небыстро. А вот потерять его можно за пару секунд… Мы сразу же договорились (точнее он предложил а я с удовольствием - врать не буду - одобрил) с Егорычем называть друг друга по отчеству, ну а при начальстве, естественно: -"Служим по уставу, завоюем честь и славу".
Мой мичман знал лодку лучше флагманского (он на таком же проекте срочку химиком служил в Гремихе); списание, получение имущества, контроль сроков поверки имущества - всё было на нём. Зайдёт бывало в каюту с готовым отношением на поверку каких - нибудь там ПДУ - 2 и скажет, улыбаясь:
-"Геннадьич, ну как Вы конечно помните, выходит срок поверки! Поставьте печать у старпома, пожалуйста?".
Ставлю. А старпом себе "плюсик" в голове: - "А начхим то, ****ь, ведь работает?!!"
.
Сноска:
(*) Продолжу, вспомнилось недавно:
"Жека Радаев зашёл к нам на ужин.
В этих делах замполит нам не нужен!
Сервис полнейший: грибочки, еда.
Вкусная утром из крана вода!!!"
17.05.2020
*Источник: (https://podlodka.info/gallery/recreation.html). Кто не в курсе, посмотрите рисунки капитана 1 ранга Каравашкина Олега Валентиновича, настоящего Караваджо Северного флота. Не пожалеете! )))
.