Найти в Дзене

Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости: нововведения в законодательстве 2024

Оглавление

В последнее время в Российской Федерации были внесены значительные изменения в законодательство, касающееся выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 29 июня 2021 года и предоставил органам государственной власти и органам местного самоуправления новые полномочия по проведению мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты этих изменений и их влияние на процедуры регистрации и учета недвижимости.

Объекты недвижимости, учтенные ранее

Перед введением Федерального закона № 518-ФЗ, объектами недвижимости считались те, которые были учтены технически или государственно до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Также к этой категории относились объекты, государственный кадастровый учет которых не был выполнен, но права на них были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и не были прекращены в установленном законом порядке.

Однако, с введением Федерального закона № 518-ФЗ, органы местного самоуправления получили полномочия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Теперь они могут проводить соответствующие мероприятия в отношении земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и помещений.

Для определения необходимости применения Закона No 518-ФЗ к объекту недвижимости необходимо учитывать следующие условия:

  1. Объект недвижимости должен быть ранее учтенным.
  2. Права на объект недвижимости должны возникнуть, а правоустанавливающие документы на него или документы, удостоверяющие права на него, должны быть оформлены до 31 января 1998 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
  3. Такие права не должны быть зарегистрированы в ЕГРН.
  4. Если объект недвижимости соответствует этим условиям, то необходимо проводить мероприятия по выявлению его правообладателя в соответствии с Законом No 518-ФЗ 4.

Порядок выявления правообладателей

В соответствии с Федеральным законом № 518-ФЗ, мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости осуществляются органами местного самоуправления. Эти органы наделены полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований.

Для проведения процедуры по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости органы местного самоуправления обязаны выполнить следующие подготовительные мероприятия: 1. Направить запросы в органы и организации для получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. 2. Известить граждан и юридических лиц о способах и порядке предоставления сведений о правообладателях. 3. Сопоставить содержащиеся в полученных от органа регистрации прав перечнях сведения об объекте недвижимости данными похозяйственных книг, документами, полученными от иных органов, организаций с имеющейся в распоряжении уполномоченных органов архивной документацией со сведениями, документами, представленными правообладателями таких объектов недвижимости. 4. Проанализировать сведения об объектах недвижимости, содержащиеся в полученных перечнях, распределить объекты недвижимости по отдельным признакам (вид объекта, местоположение, категория земель, вид разрешенного использования и т.д.).

Процедура выявления правообладателей включает подачу заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельные участки и объекты капитального строительства. Уполномоченные органы, которые обладают правом подавать такие заявления от имени граждан, играют важную роль в этом процессе.

Последние нововведения в законодательстве

В законодательство были внесены следующие нововведения:

Расширение круга лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Теперь действие закона распространяется на:

  1. наследников недвижимого имущества, права на которое возникли и не были зарегистрированы до 1 февраля 2019 года;
  2. правообладателей, являющихся членами кооперативов, права собственности которых возникли в связи с полной выплатой паевого взноса;
  3. правообладателей, чье право на недвижимость было зарегистрировано после 31 января 1998 г., но до создания на соответствующей территории учреждения юстиции по государственной регистрации прав.

Изменение способа направления проекта решения о выявлении правообладателя. Теперь проект решения будет направляться не только почтовым отправлением, но и через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Сокращение срока принятия решения о выявлении правообладателя. Теперь решение должно быть принято в течение 30 дней после направления проекта решения о выявлении.

Введение возможности снятия с кадастрового учета и прекращения прав на основании акта осмотра объекта недвижимости, разрушенного вследствие боевых действий или чрезвычайной ситуации. Акт осмотра готовится уполномоченными органами власти без взимания платы с правообладателей. При этом проведение кадастровых работ не требуется.

Учет бесхозяйственного и "выморочного" имущества

Федеральный закон № 518-ФЗ также закрепляет процедуру учета бесхозяйственного и "выморочного" имущества. Бесхозяйственное имущество - это имущество, которое не имеет правообладателя или правообладатель неизвестен. "Выморочное" имущество - это имущество, которое находится в состоянии аварии или упадка и требует ремонта или сноса.

Учет бесхозяйственного и "выморочного" имущества осуществляется в специальном реестре, который ведется уполномоченным органом. В реестре указываются сведения об объекте недвижимости, его местоположении, описании, а также сведения о лицах, заявивших о праве собственности на объект недвижимости.

Органы местного самоуправления, в рамках своих полномочий, обязаны проводить учет такого имущества и принимать соответствующие меры для его регуляризации, в том числе предоставления правообладателям на основе установленных процедур.Учет бесхозяйственного и "выморочного" имущества необходим для предотвращения незаконного захвата и использования объектов недвижимости, а также для обеспечения правопорядка и защиты прав собственников.

Что делать, если возникли проблемы с учетом моего объекта недвижимости?

Если у Вас возникли проблемы с учетом Вашего объекта недвижимости или появились иные вопросы в сфере кадастра, то Вы можете обратиться к нам за помощью и Вас оперативно проконсультируют наши специалисты, с опытом работы более 20 лет в данной области.

Не откладывайте решение вопросов и проблем, связанных с кадастром. Обратитесь, чтобы получить профессиональную помощь и надежное решение. Позвоните по номеру +7-977-617-06-01 или напишите на WhatsApp +7-927-637-93-64.