Оперативники СМЕРШа 1-го Украинского фронта, дойдя до Германии, устроили себе под городом Радебюль маленькую радость – организовали конюшню с лошадьми. И когда выдавались свободные часы, запрягали лошадей, выезжая прокатиться на бог знает где найденной бричке. 9 мая 1945 года здесь появился Алексей Арсентьевич Кочурин. Образовалось свободное время, которое он, уроженец села, с радостью хотел провести с животными. Но его ждала совсем другая встреча.
Из полутёмного угла конюшни он услышал шёпот, зовущий его по званию. Подойдя ближе, младший лейтенант Кочурин увиден две измождённые фигуры. А чуть позднее их опергруппа услышала от этих людей потрясающий рассказ.
Представители органов госбезопасности капитан Сергей Кашин и сержант Иван Иванович Бондаренко попали в плен в разных местах и в разное время, в бессознательном состоянии. Сергей был в плену с 1944 года, и форма одежды никак не выделяла его (во всяком случае, с точки зрения врагов) среди других военнослужащих. Иван томился у врагов с 1941 года. Он сумел в лагере переодеться и сказал, что в полку служил писарем. Не сразу, но Бондаренко взял к себе писать бумаги один из предателей – немец из Поволжья, значительно поднявшийся в администрации лагеря.
Здоровье Бондаренко становилось всё хуже, но он умело это скрывал. И продолжал собирать сведения на немецких агентов, работавших среди военнопленных. Они появлялись, делали своё дело, подводя наиболее патриотически настроенных заключённых под смерть, и исчезали. Видимо «перебазировались» в следующий лагерь.
Сначала Иван обходился своей памятью, натренированной на запоминание больших объёмов информации. А с начала 1945 года, стал всё записывать. Ему помогал Кашин. Листки бумаги привязал к ноге матерчатой повязкой, которую долго не менял. Он надеялся, что даже в случае обнаружения, немцам не захочется рассматривать, какая «рана» у красноармейца под такой «повязкой». К тому же ситуация на фронте настолько менялась, что им уже было и не до того.
Их лагерь освободили американцы и бойцы решили сбежать. Пробирались к своим. И вот так, осторожно, решили обозначить себя, когда младший лейтенант будет один в конюшне.
Возвращение оперативных работников военной контрразведки из плена живыми само по себе было почти чудом. Отделить повязку от ноги удалось, только позвав врача. Бондаренко рассказал, что и сам пытался это сделать, но содрать никак не мог. Тем более, что он очень боялся повредить материалы, собранные с огромным трудом.
Это было невероятно - Бондаренко не просто несколько лет выжил в концлагере, но и собрал действительно бесценные сведения. Информация о тех, кто помогал оккупантам в концлагерях разными способами уничтожать советских людей. В т. ч. провокаторов, кочующих по разным лагерям и выдающих тех, кто пытался организовать сопротивление даже в нечеловеческих условиях. Таких выявленных преступников было 70. Он не только выжил сам, подключил к работе Кашина, но и организовал побег.
Кочурин и Демьян Васильевич Корх, которые вели беседу доложили в Управление. Поступил приказ доставить их в Дрезден, где располагалось начальство. Сначала приехали в Радебюль. Физическое состояние Бондаренко было настолько плохим, что его тут же отправили в госпиталь. Второго оперативника - к руководству.
👉 Ещё больше интересных историй в моём Телеграм-канале. Обязательно загляните
Информации о дальнейшей судьбе этих людей у Кочурина не было. Он знал только, что сведения оказались очень ценными. За что впоследствии Бондаренко был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Подвиг простых оперативников спецслужб мог бы окончательно затеряться в архивах (ведь фотографий-то их не сохранилось!), если бы не воспоминания Алексея Арсентьевича Кочурина. И за это ему тоже – светлая память!
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.